«Это просто хамство», — процедил через зубы Владимир Путин, комментируя новость об акции, направленной против флагманского российского проекта — пассажирского самолета МС-21. Западные поставщики материалов разорвали контракты и прекратили поставки.
Реализация масштабного дорогостоящего проекта могла оказаться под угрозой, но удар оказался не смертельным. Российское руководство решило побороться: от инициативы не только не откажутся, но и доведут долю российских компонентов в новой машине до 97%, что обеспечит полную независимость от шагов враждебно настроенных конкурентов. Полностью российский магистральный самолет? Фантастика, говорили эксперты. Невозможно? В России возможно все, отвечали власть. Импортозамещение пришло в очередную отрасль. Россия запустила процесс замены импортной продукции отечественной давно, но программа набрала обороты после введения санкций в 2014 году.
О создании двухмоторного турбореактивного Магистрального самолета XXI века заговорили в начале 2000-х годов, однако, на развертывание такой программы требуется полтора десятка лет, а Россия после катастрофы 1990-х лишилась значительной части авиационного производства. Дело было простое: прозападные реформаторы поместили неподготовленную к этому промышленность в рамки требований ВТО, и экологические нормы в отношении двигателей оказались для нее убийственными. Рынок захватили западные производители, в российском небе до сих пор занимают доминирующую позицию «Боинг» и «Эйрбас».
Первые шаги были скромными, ведущую роль в сборке нового самолета играли… американские компании. Именно они поставляли сибирскому производителю современные композитные материалы, электронику и авионику. 8 июня 2016 года корпорация «Иркут» представила проект самолета, а 28 мая 2017 года в Сибири состоялся первый полет. Доля российского вклада в производство была вначале весьма скромной и составляла всего 38%. Это было связано как с отсталостью материально-технической базы авиационной промышленности, так и с ориентацией либеральных элит, которые делали ставку на международное сотрудничество. Оно работает по своим правилам, а как они трактуются, россияне смогли довольно скоро увидеть сами.
В 2018 году появились санкции США, вводящие запрет на сотрудничество с российской «Объединенной авиастроительной корпорацией» и Ростехом, а также передачу им промышленных технологий. Первый серьезный удар по МС-21 нанесли в январе 2019 года: американские и японские компании прекратили поставку композитных материалов, необходимых для создания крыла самолета.
Вторая область столкновения касалась двигателя. Первые четыре экземпляра МС-21 были оборудованы американскими двигателями «Пратт энд Уитни», но после первых санкционных ударов было решено использовать российскую конструкцию. На сцене появился российский турбовентиляторный двигатель ПД-14 с максимальной тягой 14 тонн, который создали в пермском бюро «ОДК-Авиадвигатель» (оно входит в госкорпорацию «Ростех»). Это совершенно новая конструкция, которая базируется на российских технологиях. Сконструировать двигатель гораздо сложнее, чем самолет, так что его разработка велась с начала века. В декабре 2020 года состоялся первый тестовый полет МС-21 с двигателями ПД-14.
Россияне хотят начать осуществлять коммерческие перевозки на МС-21 уже в следующем году. Вопрос, идет ли в данном случае речь исключительно о «национальной гордости» и восстановлении былой славы авиационной империи? Необязательно. Сейчас залогом устойчивой позиции государства и благополучия его граждан становится владение технологиями. Россияне прекрасно это понимают, и поэтому активно занимаются развитием военных технологий, благодаря чему им удается пресечь агрессивные поползновения значительно превосходящих их по силе противников. То, что служило армии, теперь послужит благу граждан.