Джеймс Кейтер (James Cater) приехал в Новосибирск в феврале 2020 года к своей девушке, намереваясь провести в России всего несколько месяцев. Но из-за начала пандемии covid-19 этот 30-летний австралиец застрял в 10 тысячах километров от дома — и конца этому не видно. «Я не мог уехать из России, потому что у них были закрыты границы — до июня. В тот момент я решил, что я должен попытаться вернуться на родину, — рассказал он. — Здесь у меня нет никаких доходов. Я не знаю русского языка. Я очень скучаю по моему отцу и сестре — по моей семье».
Кейтер рассказал, что рейсы в Австралию, на которые он бронировал билеты, отменялись в июле, августе, октябре и декабре, а те перелеты, которые организовывало австралийское правительство, чтобы вернуть граждан страны на родину, никак ему не помогли. «Ни один из тех вывозных рейсов не был из России. Они вылетали в Австралию из Германии, Франкфурта и Парижа, — объяснил он. — То есть мне нужно было совершить дополнительный перелет из России в Германию. В тот момент я подвергал себя огромному риску. Если бы я попытался добраться до Германии и по пути заразился covid-19, я застрял бы в совершенно незнакомой стране».
Когда Джеймс прилетел в Сибирь, мысль о том, что гражданам могут запретить въезжать в их родную Австралию, никому не приходила в голову. Однако это оказалось той мыслью, с которой со временем смирилось большинство австралийцев. Исследование Australia Talks National Survey, проведенное в 2021 году ABC, продемонстрировало существенный сдвиг в отношении людей к вопросу личных свобод. 70 процентов австралийцев согласились с тем, что иногда свободы людей необходимо ограничить, чтобы обезопасить страну. Это на 16 процентных пунктов больше, чем в 2019 году, когда ABC тоже задавало австралийцам такой вопрос и когда с этим согласились 54 процента опрошенных.
Поскольку Кейтер является гражданином Австралии, находясь в России, он не имеет права на вакцинацию от covid-19.
«Я был бы рад вакцинироваться „Спутником V", однако проблема в том, что для этого у меня должен быть временный вид на жительство — чтобы я имел право на получение вакцины», — объяснил он.
«Сейчас я оказался в странном положении. Я подаю документы на получение временного вида на жительство, чтобы привиться российской вакциной, чтобы наконец вернуться в Австралию».
«Обращаясь к австралийцам, я лишь прошу вас относиться к нам, австралийцам, застрявшим за границей, с большим сочувствием». ABC связалась с Министерством иностранных дел и торговли Австралии, чтобы задать вопрос о вывозных рейсах для австралийцев, находящихся в России.
Австралийцы хотят, чтобы границы их страны оставались закрытыми
Такого мнения придерживается подавляющее большинство опрошенных из всех штатов, регионов — и возрастных групп. И это мнение разделяют даже те люди, чье финансовое положение напрямую зависит от гостей из других стран.Из-за отсутствия иностранных туристов и гостей круизных лайнеров заповедник живой природы Грега Айронса (Greg Irons), расположенный рядом с Хобартом, теряет деньги с самого начала пандемии.
«Это крайне разрушительно, но каковы альтернативы?»
В худшие моменты доходы этого заповедника падали до 20 процентов от выручки в периоды нормальной работы. «Теперь здесь царит атмосфера печали, — сказал Айронс. — Это не то место, где должна быть тишина. Это такое место, которое должно быть наполнено воодушевлением, которое чему-то учит, которое может менять жизни людей. Я не знаю, где находится переломная точка для такого бизнеса, как наш. Честно говоря, я не позволяю себе останавливаться и не позволяю себе думать, что случится, если пандемия продлится, скажем, еще три года».
Иностранные туристы приносили около 20 процентов выручки фирме Роба Пенникотта (Rob Pennicott), занимающейся проведением морских прогулок. Но Пенникотт сумел сделать так, чтобы его компания оставалась на плаву — по крайней мере сейчас.
Прибыль, конечно же, уменьшилась, но рост объемов внутреннего туризма помогает ему держаться на плаву. «Я искренне считаю, что границы должны оставаться закрытыми для иностранных граждан до тех пор, пока ситуация не станет по-настоящему безопасной, — сказал Пенникотт. — Полагаю, на это потребуется от двух до пяти лет. Мы все еще ходим по лезвию бритвы. Каждую неделю мне приходится лезть в свои запасы, и каждый раз меня это огорчает. Но правда в том, что иностранные туристы могут легко спровоцировать эпидемию covid-19».