Скандал вокруг Нафтогаза и его корпоративного управления по состоянию на сегодняшний день уже наделал много вреда. И дело не в фамилиях. На радость Кремлю, конфликт происходит в тот момент, когда вся элита должна быть единой в борьбе за введение санкций.
Наша основная проблема — российский агрессор и то, что он имеет все шансы победить в затяжной энергетической войне. Схема победы, которую они себе выбрали, проста: это многоходовка, которая не раз реализовывалась на протяжении последних тридцати лет.
Сначала надо устроить споры внутри Украины. Для этого используются все имеющиеся ресурсы: коррупционеры, невежды, агенты и даже амбициозные патриоты.
Ключевая задача — устроить позиционную войну внутри страны за потоки или должности. Войну, которая всем нашим партнерам будет неприятной, непонятной, даже отвратительной.
Так боролись между собой президенты и премьеры, олигархи и политики на протяжении многих лет. Каждый победитель считал, что он сделал все правильно. Но настоящим победителем был Кремль, потому что его цель была проста: показать Европе и США, что с Украиной нет смысла разговаривать.
А потом зимой, ослабленному таким образом государству, устроить холодный газовый душ. С методической точностью это происходит и теперь.
Нашим партнерам и в самом деле все равно, кто руководит «Нафтогазом», для них важны не фамилии. Для них важны правила, по которым эти фамилии определяются и правила, которых они придерживаются. Видите ли, соблюдение правил, а не обещания, является залогом того, что союзники держатся вместе.
Нас ссорят не между собой, нас ссорят с союзниками.
Ситуация с «Северным потоком — 2» сегодня угрожающая. И мы имеем эту информацию именно благодаря работе специалистов в США, которые уже много лет занимаются противостоянием российскому лоббизму (и о чем публично писали так много раз).
Атака на корпоративную реформу — а способ замены руководства Нафтогаза воспринимают именно так — сильно разочаровала наших союзников.
Они все еще готовы противостоять России в регионе, но уже не уверены, что мы умеем держать слово. А мы обещали осуществлять независимый, в интересах граждан, контроль за крупнейшей корпорацией страны.
Результат — именно такой, на который рассчитывал Кремль. Вопросы «Северного потока — 2» начинают обсуждать без нас.
Уже в свежем отчете Конгресса по санкциям четко написано, что с Украиной по ним не советовались. Еще в феврале такие консультации проводились, сегодня уже нет. Более того, немецкие дипломаты сразу же после атаки на Нафтогаз активизировались и начали предлагать Белому дому «другой способ» защитить Украину.
Ибо без нас они смогут решить, что является «альтернативным решением в интересах страны». Оно будет называться по-разному — мораторий на строительство, или фонд поддержки Украины, или гарантии прокачки. Фантазий у лоббистов из Кремля имеется достаточно.
Но суть проста: в интересах Украины — только прекращение строительства газопровода. А это можно сделать только санкциями США.
Чтобы спасти ситуацию, надо предпринять три шага.
Первое: быть выше споров и понять, что на кону. А это три миллиарда долларов ежегодно, за счет которых можно развивать страну. Энергетическая безопасность, безопасный щит, которым является газотранспортная система. И уважение стратегических партнеров. Не меньше.
Второе: показать стратегическим партнерам — США, Германии, Франции, — что мы понимаем, насколько велика проблема. Перестать искать виновных и ответственных и вернуть преданность корпоративному управлению.
Наблюдательный совет, несмотря на весь лай пророссийских экспертов и популистов, дал понять, что готов помочь. Надо просто взять и прекратить нарушать правила.
Третье: время и ресурсы, которые высвободятся от ненужного и отвратительного мельтешения вокруг поиска виновных, потратить на то, что необходимо — на продолжение честного и откровенного отстаивания интересов Украины, которыми столько лет занималась команда «Нафтогаза». Она работала, работает и будет работать в интересах страны и каждого. Она знает, как это сделать профессионально, и не через непонятных никому бизнесменов, как это происходит сегодня.
Все это требует простого решения.
По крайней мере временно отложить в сторону методы, действующие во внутренней политике, в вопросе, где ставки для страны — очень велики. Зато взяться за действенные инструменты и сфокусироваться на том, чтобы остановить «Северный поток-2».
Потому что именно это является важным для государства.