Внешняя политика — удел президента Франции, а также та область, в которой кандидат может продемонстрировать собственный размах как на национальном, так и международном уровне. Во вторник претендент на президентское кресло от «Национального объединения» Марин Ле Пен (Marine Le Pen) расписала внешнеполитическую программу, которую будет продвигать в период избирательной кампании.
«Я изменю внешнюю политику Франции»
«Я изменю внешнюю политику Франции», — заявила она. И сразу же представила пример предполагаемого разворота: «Наше вступление в объединенное командование НАТО было ошибкой». Далее она выступила за выход Франции из объединенного командования Североатлантического альянса.
Она выразила сожаление по поводу напряженности в отношениях с рядом международных партнеров и увидела в этом последствие «нашего дипломатического подчинения Европейскому союзу». По ее словам, «у великой страны должна быть собственная дипломатия».
Марин Ле Пен хочет пересмотра «наших отношений с США и Россией» для того, чтобы те стали «суверенными» в обоих случаях. «Франция должна вернуться на ее собственный, особый путь», — подчеркнула она, вероятно, намекая на стремление де Голля придерживаться срединного курса между двумя антагонистическими блоками во время холодной войны.
Она также более подробно остановилась на идее сближения с Россией: «Мне не кажется, что сегодня существует хорошая причина для сохранения санкций против России. Эти санкции в первую очередь ударили по нам и сыграли на руку самой России, в частности в сельскохозяйственной сфере. Можно снять санкции, чей эффект оказался противоположным задуманному, и вернуться к нормальным отношениям».
Задержание самолета в Белоруссии — сдержанное осуждение со стороны Марин Ле Пен
Марин Ле Пен так прокомментировала действия белорусского диктатора и союзника Москвы Александра Лукашенко, который в воскресенье вынудил международный рейс совершить экстренную посадку, чтобы задержать находившегося на борту оппозиционера: «Речь идет о серьезном нарушении международного права. Осуждения подобного недопустимого поступка вполне оправданны». «Вводимые санкции должны быть направлены против политиков, а не народа, который не несет ответственности», — все же отметила она.
Марин Ле Пен призвала к освобождению Романа Протасевича, но озвучила при этом два условия, которые ставят под вопрос ситуацию: «Да (его нужно отпустить, прим.ред.)… если он был задержан, я не в курсе подробностей дела. (…) Если ему нечего больше предъявить, кроме политических взглядов, да, разумеется».
Напомнить о «границах» Европейскому суду по правам человека
Лидер «Национального объединения» также рассматривала права человека под национальным углом. Себастьен Шеню (Sébastien Chenu), ее заместитель и кандидат на региональных выборах в Иль-де-Франс, выступил с резкой критикой Европейского суда по правам человека и даже предложил выйти из него. Тем не менее сама Марин Ле Пен против того, чтобы Франция ушла, громко хлопнув дверью: «В настоящий момент я не считаю, что это может принести нам пользу».
«В то же время я не верю в приписываемую ему роль „стража прав", — уточнила она. — Создатель прав человека — Франция. Французская конституция тесно переплетена с правами человека».
Марин Ле Пен выступает за то, чтобы напомнить ЕСПЧ о «границах»: «Мне не хочется, чтобы Европейский суд по правам человека мешал нам защищаться от угроз. Например, я не хочу, чтобы нас обязывали защищать террористов на нашей территории под тем предлогом, что на родине им грозит смертная казнь».
Марин Ле Пен не только говорила о Европе, но и коснулась африканской программы: «Нам необходимо обеспечить очень активное культурное и экономическое развитие с франкоязычными африканскими странами».