После демонстрации превосходства турецких беспилотников более чем на одной арене конфликта Россия и ряд западных стран были обеспокоены новым преимуществом Анкары, и их правительства призвали к ускорению процесса создания дронов, чтобы сократить разрыв в этом секторе оборонной промышленности.
Кроме того, правительство Германии заявило о необходимости модернизации своей системы ПВО после успеха турецких БПЛА в преодолении и уничтожении таких систем в ходе боевых действий.
Когда Украина заключила новую сделку о покупке современных самолетов Bayraktar Akinci, министр промышленности и технологий Турции Мустафа Варанк объявил: «Вскоре турецкие беспилотники можно будет наблюдать в европейском воздушном пространстве». За этим последовало заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о намерении Саудовской Аравии приобрести дроны турецкой компании Baykar Defense.
Ранее в субботу министр обороны Польши Мариуш Блащак сообщил: его страна официально подпишет контракт на закупку 4 турецких эскадрилий дронов. В общей сложности это 24 самолета Bayraktar TB2, и их поставка ожидается в 2022 году, так что Польша станет первым государством в альянсе НАТО, владеющим турецкими беспилотниками.
Турецкие дроны у границ России станут серьезным вызовом для стратегических отношений двух стран. По мнению экспертов, приобретение турецких беспилотников Польшей будет иметь далекоидущие последствия и может нанести ущерб общим интересам Москвы и Анкары.
Турция занимает место в тройке лидеров в сфере производства дронов
В 1980-х, после запрета западных стран на продажу оружия Турции во время войны на Кипре 1974 года, страна изменила подход к развитию оборонной промышленности и решила положиться на национальные ресурсы, максимально поощряя частный сектор к модернизации в данной отрасли. Это был постепенный переход от абсолютной зависимости от внешних связей к полной автономности, после чего страна смогла вступить в ряды экспортеров данного сектора.
За последние 5 лет было запущено около 350 новых проектов в оборонной промышленности, и благодаря этим усилиям семь турецких компаний в 2020 году вошли в список 100 лучших оборонных предприятий мира по версии американского журнала Defense.
Число компаний в военно-промышленном комплексе Турции увеличилось с 56 до более чем 1500, а объем экспорт страны в этом секторе вырос с 248 миллионов до более чем 3 миллиардов долларов.
За последние два десятилетия Турция проделала большой путь в области производства беспилотников, что позволило ей полностью отказаться от импорта этого типа самолетов из Соединенных Штатов и Израиля, а также войти в тройку ведущих производителей этой продукции.
Турецкие компании в сотрудничестве с вооруженными силами страны разработали разные модели беспилотников с усовершенствованными характеристиками.
Сегодня государство производит два типа беспилотников — ударные и разведывательные. За это отвечают несколько национальных компаний. Так, Turkish Aerospace Industries производит Anka и Aksungur, а Baykar, принадлежащая зятю президента Эрдогана, — Bayraktar TB2 и Bayraktar Akinci.
Беспилотники компании Baykar отличаются передовыми боевыми и техническими характеристиками и доказали своё превосходство, участвуя в боевых действиях турецкой армии в недавнем прошлом.
Зарекомендовали себя на поле сражений
Турецкие беспилотники сыграли важную роль в развитии военного потенциала страны и позволили ей проводить военные операции с наименьшим ущербом и затратами, что стало для многих неожиданностью.
Компания Baykar, производящая дроны Bayraktar, является одним из ведущих игроков в индустрии беспилотников на местном и глобальном уровнях. Все началось с разработки прототипа беспилотника Bayraktar TB2 в 2007 году, к январю 2012 года компания начала производство, а первые лётные испытания провела 29 апреля 2014 года.
Первые шесть самолетов поступили на вооружение турецкой армии в ноябре 2014 года, а в июне 2015-го было поставлено еще шесть самолетов. С тех пор беспилотники Bayraktar были официально приняты на вооружение турецких войск.
Помимо беспилотников Bayraktar TB2, ВС Турции получили в распоряжение самолеты компании Turkish Aerospace Industries — Anka и Aksungur, а также невооруженные беспилотники.
Турецкие дроны имеют возможность беспрерывно лететь на больших высотах в течение более 24 часов и скрываться от радаров. Они могут быть оснащены ракетами и умными бомбами, не говоря о возможности посылать военным базам фотографии и видео, сделанные в режиме реального времени в ходе полета над ареной боевых действий. Наконец, они отличаются высокой маневренностью и способны поражать как статические, так и движущиеся цели.
Страны региона хотят приобрести дроны
Благодаря успешным операциям в в военных конфликтах, начиная с Сирии и Ливии и заканчивая войной за освобождение азербайджанского региона Нагорный Карабах, и их огромному вкладу в ликвидацию многих членов РПК, турецким беспилотникам удалось оставить след на полях сражений. Это заставило страны региона открыть глаза на огромный потенциал турецких дронов, побудив некоторых из них принять участие в гонке за приобретение собственных эскадрилий.
В начале 2017 года компания Baykar продала несколько самолетов Bayraktar BT2 Катару, а в 2019 году заключила контракт на поставку в Украину 6 самолетов той же модели в дополнение к боеприпасам. Стоимость сделки составила примерно 69 миллионов долларов.
Как сообщило агентство Anadolu, Сербия и Венгрия также выразили желание приобрести эту модель самолета. Кроме того, поступают сообщения о намерении Великобритании отказаться от крупногабаритных американских беспилотников Protector и заменить их турецкими более продвинутыми и доступными Bayraktar Akinci.
Ранее в этом году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил о планах Саудовской Аравии приобрести дроны. На фоне сообщений о скором подписании сделки марокканцами Тунис принял решение приобрести дроны Anka.
Не осталась в стороне Польша. По словам министра обороны страны, она намерена купить у Турции 24 вооруженных беспилотника Bayraktar TB2. На его взгляд, данные беспилотники продемонстрировали большой потенциал во время боевых действий в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Согласно прогнозам, соглашение о покупке будет подписано двумя странами во время визита президента Польши Анджея Дуды в Турцию на следующей неделе.
Цены на турецкие беспилотники конкурируют с их мировыми аналогами. В то время как стоимость одного американского Reaper составляет 16 миллионов долларов, турецкий Bayraktar TB2 стоит всего 6 миллионов долларов, что позволяет менее богатым странам снабжать свои вооруженные силы современными самолетами, доказавшими свою эффективность в различных регионах и условиях.
Россия обеспокоена
Присутствие турецких самолетов у границы с Россией станет серьезным вызовом для стратегических отношений между двумя странами. Ожидается, что приобретение Украиной и Польшей этого типа оружия будет иметь далекоидущие последствия, затрагивая и нанося ущерб общим интересам двух стран.
Вне всякого сомнения, Москву беспокоит активность турецких беспилотников у своих границ и на фронтах, где она сражается. Кроме того, ее беспокоит репутация российской системы ПВО после того, как она не смогла отразить атаки турецких беспилотников в Сирии, Ливии и Азербайджане.
Очевидно, существует скрытая военная конкуренция между российскими оборонными системами, с одной стороны, и турецким наступательным вооружением, с другой стороны, в которой весы склоняются в пользу Анкары.
Кремль видит, как Украина прилагает усилия для использования возможностей турецких беспилотников, доказавших свою эффективность против российских систем обороны «Тор» и «Панцирь». Она планирует использовать их для возвращения территорий, оккупированных Россией в регионе Донбасса, следуя азербайджанскому сценарию в боях за освобождение Карабаха.
Беспилотники Байрактар считаются мощным инструментом против России, и это является причиной обеспокоенности страны, особенно ввиду поддержки Украины со стороны США и ряда европейских стран в нынешнем конфликте.
В то же время Анкара видит американскую ловушку на Украине с целью нанести удар по турецко-российскому партнерству по региональным и глобальным файлам, и поэтому не будет рисковать своими коммерческими, военными и стратегическими отношениями с Россией. Вместо этого она попытается оказать определенного рода давление на Москву на украинской арене, чтобы добиться уступок по важным для нее вопросам. Это, в частности, касается севера Сирии, где туркам необходимо предотвратить создание курдского независимого образования на границе страны, и Ливии, где нужно создать условия для сохранения соглашения по демаркации границ между двумя странами, мешающего Греции и ее союзникам ограничить влияние Турции в восточном Средиземноморье.