В одной тихой деревушке в Сассексе находится коммуна Брудерхоф, в которой живут около 300 человек, поставивших перед собой цель вернуться к истокам. Новые члены коммуны должны отказаться от всех своих «земных сокровищ» и финансовых накоплений, прежде чем они смогут вступить в эту радикальную христианскую группу.
Для женщин правила достаточно жесткие. Их дресс-код можно сравнить с одеждой «крестьян в 1920-х годах»: блузки с высоким воротом, головные платки и длинные клетчатые платья или юбки. В документальном фильме о коммуне Брудерхоф, снятом BBC1, одна из ее жительниц рассказала следующее: «Мы не носим ничего облегающего, что могло бы демонстрировать фигуру».
«Мы должны стараться не привлекать к себе внимание, особенно внимание противоположного пола. И мы должны вести себя скромно». Мужчины в этой коммуне — которые, кстати, носят вполне современную одежду, — считают, что жесткие правила в одежде для женщин на самом деле помогают им защитить себя.
Член этой коммуны по имени Бернард сказал в интервью CrossRhythms: «Когда вы живете в таком сообществе, как наше, где мы храним себя в сексуальной чистоте, где мы храним святость брака, это очень важно. Я хочу, чтобы моя жена, чтобы вообще все женщины шли на работу, зная, что там никто и никогда не будет к ним приставать».
Что касается свиданий, то члены этой коммуны должны спрашивать разрешение, прежде чем вступать в романтические отношения с представителями противоположного пола: «Ухаживания» среди подростков запрещены, чтобы «избежать той боли, которая сопутствует романтическим отношениям». Если вы хотите начать с кем-то встречаться, вам необходимо будет дождаться, когда вам исполнится 20 лет.
За отношениями между молодыми людьми следят родители и лидеры коммуны. Половые отношения до брака, разводы и однополые отношения запрещены. Одна женщина рассказала в интервью BBC, что ее подвергли «публичному посрамлению» после того, как в 2000-х годах, когда она была еще подростком, ее поймали с мальчиком. Тогда список ее «преступлений» зачитали вслух перед 200 взрослыми.
Но лидеры Брудерхофа утверждают, что они не используют публичное унижение в качестве наказания. В этой коммуне главные роли женщин — это «матери, воспитатели и домохозяйки». Однако на официальном сайте Брудерхофа также сказано, что женщины могут быть «учителями, врачами, продавцами, юристами, прачками и архитекторами». Все дела по дому, такие как готовка, уборка, шитье и стирка, выполняются женщинам, тогда как мужчины работают на земле.
Мобильные телефоны, видеоигры и ноутбуки запрещены, а развлечения принимают форму купания в озере, походов и игр на свежем воздухе. У членов этой коммуны есть масса времени для общения друг с другом, потому что минимум раз день они едят все вместе, а в обед они часто поют религиозные гимны или слушают, как один из лидеров коммуны вслух читает детские книги.
Каждый член этой коммуны должен выполнять определенную работу, за которую ему ничего не платят. Это может быть работа в яслях, в прачечной или на крупной фабрике Брудерхофа — фабрике Робертсбридж.
Эта фабрика производит высококачественную деревянную детскую мебель и игрушки. Ее годовой оборот составляет около 17 миллионов фунтов стерлингов, и эти деньги идут на обеспечение членов коммуны всем необходимым. Что удивительно, оборудование на этой фабрике самое современное — там даже есть весьма впечатляющая машина, которая делает формы для пластиковой фурнитуры.
Бернард, которого можно назвать специалистом коммуны по связям с общественностью, сказал в интервью The Sun: «Когда мы разрабатываем тот или иной продукт, мы делаем это таким образом, чтобы любой мог его собрать, то есть у нас есть работа для людей, не обладающих какими-то специальными навыками, и для пожилых людей. Это значит, что у нас люди не уходят на пенсию. У нас есть люди, которым 90 лет, которые приходят и тоже работают — и они чувствуют свою нужность».
Доходы делятся между членами коммуны и используются для того, чтобы поддерживать их образ жизни. Оставшиеся средства тратятся на различные добрые дела, на финансирование гуманитарной деятельности за границей, на помощь жертвам голода, природных катастроф, войн и насилия.
Члены Брудерхофа могут свободно покидать коммуну, а молодых людей, которым исполнилось 18 лет, даже призывают уехать из коммуны и пожить год за ее пределами, чтобы они могли принять окончательное решение о том, хотят ли они остаться в Брудерхофе.
Ханна, которая никогда прежде не сталкивалась с миром за пределами своей коммуны и которая поселилась в гостинице в Пэкеме, принадлежащей Брудерхофу, долго не могла привыкнуть к шумным и многолюдным улицам Лондона. И она понимала, что ее одежда делала ее белой вороной.
Ханна так и не смогла полюбить большой и шумный город, и ей хотелось как можно скорее вернуться к простому образу жизни: «Увидев пустоту в жизни людей и то, какое общество огромное, я осознала ценность нашего маленького сообщества, радость возможности посвятить свою жизнь чему-то большему, чем ты сам. Это делает меня счастливой».
Движение Брудерхоф — что означает «место для братьев» — возникло в Германии, и с тех пор оно распространилось в Великобритании, Соединенных Штатах, Австралии и Парагвае. Коммуна в Робертсбридже, Сассекс, — она называется Дарвелл — была создана в 1971 году, и только недавно туда впервые пустили репортеров с камерами. Бернард добавил: «Если люди ищут иной способ жить, значит иной способ жить действительно возможен. Мы готовы с радостью принять у себя любого желающего».