Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Anadolu (Турция): кризис с самолетом в Белоруссии — отражение борьбы между Россией и Западом

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПрезидент РФ В. Путин провел совещание по развитию ситуации с коронавирусом
Президент РФ В. Путин провел совещание по развитию ситуации с коронавирусом - ИноСМИ, 1920, 31.05.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор убежден, что ситуацию с Белоруссией следует рассматривать как фронт борьбы между Россией и Западом. По его мнению, у Кремля есть понимание, как действовать, и право, связанное с интересами безопасности. А вот ни ЕС, ни США так не сумели достичь желаемого уровня отношений ни с одной постсоветской республикой, за исключением стран Балтии.

Независимо от того, ограничится ли реакция стран ЕС на кризис с посадкой самолета в Белоруссии принятыми до сих пор решениями или же последуют более жесткие санкции, Евросоюзу будет непросто привлечь Белоруссию на свою сторону.

Белоруссия, известная также как «малая модель Советского Союза», продолжает оставаться в повестке дня международной общественности со времен спорных президентских выборов, состоявшихся в августе 2020 года. После того как Александр Лукашенко, находящийся у власти с 1994 года, объявил о победе на выборах, белорусская оппозиция заявила, что выборы были сфальсифицированы и выступила с акциями протеста. Эти обвинения наряду со столкновениями, произошедшими во время демонстраций, негативно повлияли на отношения Белоруссии с Европейским союзом (ЕС) и открыли новый фронт борьбы Россия — Запад. Кремль, поддержав Лукашенко, в очередной раз показал, что он по-прежнему очень влиятелен на постсоветском пространстве, за исключением Прибалтики, и не допустит на этих территориях никакого вмешательства извне. В силу того, что США в это же время были заняты своими выборами, ЕС в ходе этих событий, как и в случае с карабахской войной, остался в одиночестве.

Несмотря на то что демонстрации в Белоруссии еще некоторое время продолжались, выезд оппозиционных лидеров за границу и принятие некоторых мер в рамках борьбы с эпидемией covid-19 привели к тому, что протесты пошли на спад. В результате «белорусский вопрос» также несколько утратил свою актуальность для международной общественности. С другой стороны, некоторые события повлекли за собой еще большее сближение Белоруссии с Россией и участившиеся контакты между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко в 2021 году.

Кризис приблизит Белоруссию к России еще больше

В тот момент, когда «белорусский вопрос» уже начал забываться, посаженный белорусскими властями в столице Минске 23 мая самолет Ryanair, выполнявший рейс Афины — Вильнюс, на основании получения информации о бомбе на борту в момент нахождения в белорусском воздушном пространстве вновь заставил международную общественность обратить все внимание на эту бывшую постсоветскую республику в Европе. В то время как в самолете, посаженном в Минске, бомбы обнаружено не было, находившегося на его борту белорусского оппозиционного журналиста Романа Протасевича высадили из самолета и задержали, что страны ЕС назвали «неприемлемым» инцидентом и расценили как «пиратство». Кроме того, некоторые страны ЕС отменили полеты в Белоруссию, а также перестали использовать белорусское воздушное пространство. Как и в ходе кризиса между Россией и Чехией, стороны вновь начали процесс высылки дипломатов. Кроме того, на повестке дня также встал вопрос о применении более жестких санкций. Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова, отметив, что ранее происходили подобные события, при этом речь шла о странах ЕС и Украины, расценила позицию ЕС как практику «двойных стандартов» и дала понять, что Россия на стороне Лукашенко. В целом сегодняшний кризис с Белоруссией следует рассматривать как фронт борьбы между Россией и Западом.

Хотя Александр Лукашенко попытался оправдаться, заявив, что информация о бомбе была получена не только в Минске, такое же уведомление было сделано аэропортам в Вильнюсе и Афинах, и ни одна из сторон не захотела давать разрешение на посадку самолета, основной вопрос, вызвавший реакцию Запада, заключался не в самой посадке, а в задержании оппозиционера Романа Протасевича. Так, Лукашенко заявил, что Протасевич планировал устроить новые беспорядки в Белоруссии, что он работал на иностранные спецслужбы на Донбассе, знает, кто финансировал демонстрации в Белоруссии, и что арест такой фигуры обеспокоил Запад. При том что существует много вопросов о данных событиях и позициях сторон, опытный государственный деятель Лукашенко, вне всякого сомнения, понимал, что задержание Протасевича в такой форме вызовет кризис. То же самое можно сказать и о других участниках этих событий. Итак, на что нацелены стороны в условиях нового кризиса?

Позиция стран ЕС и соседних государств во время выборов в Белоруссии подорвала престиж как Лукашенко, так и его страны. Отношения с ЕС свелись к минимуму, Белоруссия во многом стала обречена на сотрудничество с Россией. Поэтому у ЕС не осталось средств давления на официальный Минск. С другой стороны, Лукашенко, арестовав Протасевича, припугнул оппозицию, а также показал странам ЕС, что не позволит вмешиваться в события, происходящие в его стране, и что его разведка хорошо работает и за рубежом. Опять же эта «смелая» позиция Лукашенко заставляет задуматься о том, что в силу ранее достигнутых договоренностей и соглашений в предстоящие дни белорусский лидер может получить от России больше поддержки, чем когда-либо. В этой связи неудивительно, если в ближайшее время будет расширяться российско-белорусское военное сотрудничество.

Запад не может выработать эффективную политику в отношении региона

Когда мы смотрим на проблему с точки зрения ЕС, нет никаких сомнений в том, что Евросоюз не мог оставить задержание Протасевича без ответа. Кроме того, ЕС в том числе при поддержке США и НАТО периодически подогревает белорусский вопрос и, прибегая к разным методам, пытается осуществить смену власти в Белоруссии и тем самым «оторвать» ее от России. В случае успеха Украина и Белоруссия будут играть роль реальной и полноценной буферной зоны между Россией и Европой. Оторвать одну только Украину недостаточно для европейской безопасности. Более того, возможные изменения в Белоруссии осложнят задачу России на Украине и в Молдове. И с точки зрения будущего Калининградской области, которая является «троянским конем» России в Европе, большое значение для ЕС имеет «переход Белоруссии на другую сторону». Ведь белорусские земли ближе к Калининграду, не имеющему сухопутной границы с основной территорией России, чем к российским границам. Больше всего оторвать Белоруссию от России хотят такие государства, как страны Балтии, Польша и Украина. Страны Балтии, несмотря на членство в ЕС и НАТО, продолжают рассматривать Россию как угрозу. Польша, исторический враг России, в свое время владела частью Украины и Белоруссии и в наши дни желает усилить свое политическое, культурное влияние в этих регионах и взять реванш у «Московской Руси». Сформулированный министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой подход «сближение России и Белоруссии представляет угрозу для нас» характерен и для других упомянутых стран.

Россия, видя все это, очень жестко отвечает на малейшее вмешательство и изменение на постсоветском пространстве. Кремль понимает, что возрождение СССР невозможно, однако не желает, чтобы соседи России отдалялись от нее. Эти страны важны для России по той же причине, что и для ЕС и НАТО, — с точки зрения безопасности. По этой причине Москва уже много лет неустанно оказывает финансовую помощь Белоруссии. В этом же контексте следует рассматривать и поддержку Россией таких республик, как Абхазия, Южная Осетия, Киргизия, Таджикистан. Несмотря на то что давление ЕС на Белоруссию, с одной стороны, означает для России открытие нового фронта, нельзя сказать, что это не работает на нее. С точки зрения России этот кризис в то же время может быть благоприятной возможностью для того, чтобы разместить больше войск и больше вооружений на границе с Европой.

Независимо от того, ограничится ли реакция стран ЕС на кризис с посадкой самолета в Белоруссии принятыми до сих пор решениями или же последуют более жесткие санкции, Евросоюзу будет непросто привлечь Белоруссию на свою сторону. В то время как сейчас отношения находятся на самом низком уровне, новые санкции только еще больше сблизят Белоруссию с Россией. Несмотря на прошедшие 30 лет после распада СССР, ни у ЕС, ни у США так и не возникло понимания подхода в отношении бывших советских республик. Поэтому Запад не сумел достичь желаемого уровня отношений ни с одной постсоветской республикой, за исключением стран Балтии, с которыми имеет исторические связи, а в тех странах, куда ему удалось так или иначе вмешаться, только вызвал нестабильность и разобщенность.