Когда российская политическая и деловая элита соберется на этой неделе в Санкт-Петербурге, где состоится мероприятие, часто называемое российским ответом Давосу, она увидит, как мало там западных делегатов, и как много участников из стран Азии и Ближнего Востока. Это станет иллюстрацией того, насколько сильно геополитика изменила международную репутацию России.
Многие российские делегаты приедут на Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) в хорошем настроении, потому что ущерб от пандемии оказался меньше ожидаемого, благодаря чему стало возможно провести сам форум, а также потому что многие с надеждой смотрят на июньский саммит между президентами Джо Байденом и Владимиром Путиным, полагая, что он поможет остановить процесс разрушения связей между Западом и Москвой.
«Конечно, саммит [Байдена/Путина] надо приветствовать. У России и США накопился содержательный список важных вопросов, которые надо обсудить. Я вместе с российским бизнесом желаю президентам всяческих успехов», — сказал корреспонденту «Файненшл Таймс» глава банка ВТБ Андрей Костин.
«Но при этом мы реалисты. Нам нужны предсказуемые, устойчивые и уважительные отношения между нашими странами, — добавил он. — Думаю, за последние годы из-за взаимной предвзятости и разных ограничений мы лишились множества хороших сделок. Наверное, пора развернуть эту негативную тенденцию».
Это ежегодное мероприятие официально открывается в четверг. Когда-то ПМЭФ был регулярным местом встречи руководителей американских и европейских компаний, официальных лиц и глав государств. В последнее время он превратился в барометр ухудшающихся отношений России с Западом, и список высокопоставленных участников форума сокращается.
Андрей Гурьев, возглавляющий компанию по производству удобрений «ФосАгро», рассказал, что новый президент Байден «дал нам ощущение возможного движения к примирению».
Байден и Путин встретятся 16 июня в Женеве, и это будут их первые очные переговоры в качестве глав государств. Эту встречу в верхах характеризуют как инструмент «нормализации» отношений между Западом и Москвой.
Последние семь лет отношения неизменно ухудшаются, потому что в адрес России звучат обвинения во вмешательстве в выборы, вводятся взаимные санкции, высылаются дипломаты, продолжается конфликт на Украине, а в прошлом месяце Москва поддержала свою союзницу Белоруссию, которая принудила к посадке пассажирский авиалайнер и арестовала находившегося на борту диссидента.
Путин остался верен самовластному президенту Белоруссии Александру Лукашенко. На прошлой неделе он принял его и провел с ним переговоры, дав согласие на предоставление Минску кредита на 500 миллионов долларов в ответ на санкции Евросоюза и США, введенные за инцидент с самолетом.
«Белоруссия станет еще одной важной темой в повестке Байдена, — сказал управляющий директор консалтинговой фирмы по оценке рисков GPW Филип Уорман (Philip Worman). — На этой первой встрече должен состояться некий диалог, который пройдет в атмосфере отвратительных межгосударственных отношений. Конечно, обстановка будет непростая, так как взаимопонимания и общих позиций очень мало».
«Иностранцы будут сторониться форума, как они делают это с начала введения санкций. Но бизнес на рынке капитала будет продолжаться, хотя понятно, что крупные слияния, поглощения и инвестиционные вложения в России заторможены», — добавил он.
В условиях продолжающейся пандемии covid-19, которая наверняка повлияет на число участников, на нынешнем форуме будет мало высокопоставленных зарубежных гостей, в число которых войдут генеральный директор Total Патрик Пуянне (Patrick Pouyanné) и премьер-министр Руанды Эдуард Нгиренте (Edouard Ngirente).
Руководитель Австрии Себастьян Курц выступит только по видеосвязи, когда состоится образцово-показательная секционная дискуссия с участием Путина. В прошлом в таких дискуссиях принимали участие Си Цзиньпин, Нарендра Моди и Эммануэль Макрон.
«Я бизнесмен, и не мое дело комментировать перспективы ослабления напряженности с Западом. Но я считаю, что чем больше между нами будет деловых связей, тем больше взаимопонимания мы сможем достичь в других областях, — сказал председатель правления крупнейшей в России нефтехимической компании „Сибур" Дмитрий Конов. — Геополитика никогда не бывает добра по отношению к российскому бизнесу, но это научило нас сохранять конкурентоспособность даже в самых трудных условиях и всегда иметь в запасе план Б».
Еще одним геополитическим камнем преткновения является то, что западные страны резко осуждают тюремное заключение лидера российской оппозиции Алексея Навального, выжившего после покушения, в котором многие обвиняют Кремль. Кроме того, Москва в последние недели все активнее использует тактику запугивания правозащитных организаций, пользующихся поддержкой Запада.
По словам организаторов ПМЭФ, в работе форума могут принять участие 2 000 иностранных делегатов, причем около 20% приедут из Китая и Катара, ставшего в этом году страной-партнером. Столь крупные контингенты гостей, а также приезд делегаций из африканских и ближневосточных стран подчеркивает, что после введения западных санкций за аннексию Крыма в 2014 году Москва развернулась в сторону востока и юга.
Объем двусторонней торговли с Китаем с 2010 года почти удвоился и превысил в прошлом году 105 миллиардов долларов. А фирмы из Азии и с Ближнего Востока сменили западные компании, став главными инвесторами в российскую нефтегазовую отрасль.
«Ключевой инструмент, помогающий нам сегодня защититься от внешних потрясений, это способность географически переключать производство в нашей цепочке поставок. Россия и Китай в этом отношении являются друг для друга страховыми полисами, — сказал Дмитрий Кирсанов, возглавляющий дисконтную розничную сеть Fix Price, которая в марте осуществила первичное размещение акций, получив на этом два миллиарда долларов. Это было самое крупное российское IPO c 2014 года.
«Мы пережили не один кризис и знаем, как надо быстро реагировать», — добавил он.