История с Брекситом повторяется: еще одна страна Европы взбунтовалась против всесильного Брюсселя. На этот раз вызов Европейскому союзу бросила маленькая Швейцария. Правительство этой альпийской республики прервало переговоры с Евросоюзом по выработке рамочного (институционального) соглашения. Этот документ, который готовился в течение семи лет, должен был подвести отношения между Швейцарией и Европейским союзом под единую законодательную базу — естественно, разработанную в Брюсселе. В Берне сочли, что этот документ подрывает швейцарский суверенитет и не будет поддержан гражданами на референдуме. Главная причина — навязывание швейцарцам европейских норм в вопросах миграции и предоставление социальных гарантий гражданам ЕС.
На страницах лондонского еженедельника «Спектейтор» (The Spectator) известный немецкий экономист Вольфганг Мюнхау пишет: «Швейцария и Великобритания — одни из богатейших стран в мире, это очень старые демократии, их реакция на ультиматум Евросоюза вполне объяснима. Доводы Брюсселя были ничем иным как запугиванием: подчинитесь нашим правилам или вас ждет экономический упадок. Этот аргумент не подействовал. К удивлению экономистов, люди проявили национальную гордость и отказались от „брюссельского пряника". Великобритания и Швейцария уже доказывали в своей истории успешность избранной модели экономического развития, однако теперь им придется повторить этот „подвиг" в принципиально новых условиях».
Ряд наблюдателей считает, что серьезные проблемы неизбежно возникнут. Для Швейцарии уже истек срок соглашения с ЕС о стандартах медицинской техники, через два года окончится срок соглашений в области электрической, оптико-механической и металлообрабатывающей промышленности, под угрозой окажутся 300 тысяч рабочих мест и 55% экспортного потенциала. Это негативно отразится на рынках капитала, электроэнергетике и научно-исследовательских программах, в которых участвует Швейцария.
До сих пор между Швейцарией и Евросоюзом действовало более ста двусторонних (секторальных) соглашений, которые должны были постоянно обновляться, но регулировать их становилось все сложней. Без новых секторальных соглашений Конфедерация не сможет обеспечить развитие своей экономики, тесно связанной с Евросоюзом. Однако после отказа от рамочного соглашения «малые» секторальные соглашения обновляться не будут, и Швейцария может оказаться отрезанной от европейского рынка.
Главным пунктом разногласий стал юридический статус граждан ЕС в Швейцарии. Именно аналогичный пункт стал основной причиной разногласий между Великобританией и Евросоюзом. Лондон отказался следовать миграционным правилам Брюсселя после выхода из ЕС, считая их посягательством на свой суверенитет. В Лондоне и Берне полагают, что каждая страна имеет право регулировать доступ на свой внутренний рынок. Навязывая принцип открытых границ, Евросоюз злоупотребляет своей экономической мощью и оказывает непозволительное давление на партнеров.
Швейцария подписала с Евросоюзом свыше 120 двусторонних соглашений во всех областях — от энергетики до здравоохранения, однако эти соглашения приходится перезаключать каждый раз, когда меняется соответствующее законодательство в ЕС. Вот почему с 2008 года Брюссель упорно настаивает на заключении всеобъемлющего, или рамочного соглашения. Но в нем есть пункты, против которых категорически возражает Швейцария. В первую очередь это предоставление гражданам ЕС доступа к швейцарской системе социального обеспечения. Вице-президент Швейцарии Иньяцио Кассис заявил, что принятие этого пункта полностью подорвет миграционную политику его страны. Швейцария хочет сохранить право решать, кто, когда и на каких условиях может проживать в стране, и какую поддержку может получить от государства.
Швейцария (как и ранее Великобритания) отвергает верховную юрисдикцию Европейского суда, а также директиву о свободе передвижения, которая давала бы статус постоянного проживания гражданам ЕС при соответствующем доступе к чрезвычайно щедрой системе социального обеспечения. Это может превратить богатую Швейцарию в страну «социального туризма».
На страницах австрийской «Штандарт» (Der Standard) экономический обозреватель Леопольд Штефан приводит противоположные аргументы. По его мнению, Швейцарии так и не удалось выработать четкую позицию по отношению к Евросоюзу. Берн проявляет концептуальное невежество, надеясь, что и в этот раз все решится само собой. Ведь в 1992 году отказ Швейцарии присоединиться к тогдашнему Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС) не стал для страны экономической катастрофой, Брюссель проявил снисходительность.
Однако теперь Еврокомиссия твердо заявила: каждая страна, которая хочет получить всесторонний доступ на европейский рынок, должна принять юрисдикцию Европейского суда и правовые нормы ЕС. Это касается как Великобритании, так и Швейцарии. Действительно, страна-подписант рамочного соглашения уступает часть своего суверенитета объединенной Европе. Однако на практике Швейцария и без того следовала европейским правилам. Между Швейцарией и ЕС давно установились прочные связи в сфере труда и экономики.
По данным Еврокомиссии, в Швейцарии проживают 1,4 миллиона граждан ЕС, еще 340 тысяч граждан Евросоюза ежедневно прибывают в эту страну на работу, торговля с ЕС генерирует 60% швейцарского ВВП. Швейцария в свою очередь является четвертым по значению торговым партнером Евросоюза после США, Китая и Великобритании, 400 тысяч швейцарцев проживают в странах Европейского союза. Конфедерации стоит поторопиться, так как после того, как истечет срок двусторонних соглашений с ЕС, ее экономика, образование и здравоохранение окажутся под ударом.
Как долго сможет продержаться маленькая и свободолюбивая Швейцария? По мнению европейских газет, шансов на длительное сопротивление у швейцарцев мало. Экономисты оценивают вероятные потери Швейцарии как минимум в 1,2 миллиарда евро в год.