Газета Presse: Вы — настоящая легенда футбольного клуба «Тироль», у вас есть квартира в городке Ринн, вы три раза подряд вместе с российской национальной командой проводили подготовку к крупным событиям в Нойштифте. Ваша связь с Тиролем по-прежнему крепка?
Станислав Черчесов; Из-за коронавируса я в течение полутора лет не мог сюда приехать. Но, на самом деле, я ощущаю себя почти как тиролец. Я думаю, что у меня почти нет акцента (Смеется). Впервые мы были здесь в 2017 году, но тогда на Кубке Конфедерации мы выбыли еще в предварительном раунде. Мы просто хорошо себя чувствуем здесь, в Нойштифте, в отеле Jagdhof у Армина Пуртшеллера (Armin Purtscheller). Тироль принимает нас с распростертыми объятьями. Мы приехали сюда не из-за меня, а потому, что команде здесь нравится.
- У вас есть чувство радости перед Чемпионатом Европы по футболу, и прежде всего, насколько велико давление? Домашний Чемпионат в 2018 году был удачным, и тогда Россия дошла до четвертьфинала. А чего можно ожидать от первенства Европы?
— Мы, как и наши соперники, занимаемся каждодневной работой, выполняем нашу программу. Но мы не мечтатели, мы просто делаем свою работу. Чемпионат Европы — это сложный турнир. С одной стороны, за счет двух домашних матчей (против Бельгии и Финляндии в Санкт-Петербурге — прим. редакции газеты Presse) мы имеем небольшое преимущество, но, с другой стороны, это будет преимуществом только в том случае, если мы будем хорошо готовы к тому, чтобы выполнить свою задачу. И вот чего не следует забывать: мы начинаем турнир в субботу с матча против Бельгии, команды, занимающей первое место в рейтинге ФИФА.
- И тем не менее: насколько важным оказался Чемпионат мира 2018 года для российского футбола?
— Себя лично я здесь ставлю на последнее место, но для нашего футбола это было важно для того, чтобы возникла эйфория, многие игроки смогли неплохо вырасти, да и молодежь кое-что сделала. Это был супер-турнир с заполненными стадионами, и за все время не выпало ни капли дождя. Дождь начался только после окончания финала — Бог начал плакать, так как Чемпионат мира закончился (улыбается).
- Вы тренировали московский «Спартак», с варшавской «Легией» вы добились двойного успеха, а вместе со сборной России дошли до четвертьфинала на Чемпионате мира. Какие значение для вас имеют все эти успехи, как вы изменились после этого?
— Когда получаешь возможность стать тренером национальной команды, и на тебя есть спрос, то тогда нужно выполнять эту работу. Это возможность заниматься любимым делом. А успехи? По своей собственной квартире я могу ходить спокойно… Телохранители мне никогда не были нужны, — я никому ничего не должен, и мне никто ничего не должен.
- Распределенный по всему континенту Чемпионат Европы связан с большим количеством проблем, с большими переездами и…
— … это типичный тирольский вопрос: Тироль это два метра здесь, и один метр там. Во время проведения чемпионата России мы много летаем. То же самое было и во время домашнего Чемпионата мира. В чем проблема? В принципе, такая форма проведения — это хорошо, но с момента начала пандемии действуют определенные законы. Мы должны соответствующим образом подстроиться для того, чтобы все прошло по плану европейского футбольного союза УЕФА. Это свидетельствует о наличии характера.
- У вас есть собственная линия. Какова минимальная российская цель на Чемпионате Европы?
— Мы всегда должны хорошо тренироваться, а также сделать правильные выводы из тренировочных матчей с Польшей (1:1) и Болгарией (1:0), а затем определить окончательный состав команды из 26 игроков. Вы видите — одно следует за другим.
А если будешь думать о последнем препятствии, то вылетишь уже после первого раунда. И мы должны быть объективными: кто, кроме таких команд как сборная Франции, Германии и некоторых других может вообще ставить перед собой большие цели? Мы должны знать свое место. Другие команды, возможно, немного сильнее, но значение имеет и уровень подготовки, поэтому мы должны быть хорошо готовы.
- Интересный подход. А что вы думаете о сборной Австрии?
— Я видел встречу со сборной Дании (0:4 в рамках квалификации к Чемпионату мира — примечание редакции газеты Presse). У вас такая же ситуация, как и у нас. У вас есть хорошие игроки, но значение имеет хорошо функционирующая команда. В горных лыжах Австрия на первом месте, а в футболе, да еще на турнире такого уровня, нужно правильно себя оценивать. У вас и в 2016 году (Австрия вылетела на предварительном этапе — примечание редакции газеты Presse). И стоит напомнить: тогда Португалия стала чемпионом Европы, а на групповом этапе в последний день сыграла 3:3 с командой Венгрии.
- Португалия в очередной раз может быть достойна тайного намека?
— Может быть. Вообще, хороших команд много. Решающее значение имеет хорошая подготовка ключевых игроков — и, пожалуйста, не забывайте о коронавирусе, — неожиданно ты можешь лишиться трех игроков. У нас уже был такой опыт в ноябре.
- Вы и ваши игроки сделали себе прививку вакциной «Спутник V»?
— Не все сделали себе прививку. Но многие переболели, поэтому у них теперь есть антитела. Некоторые вещи мне не нравятся, а политика — это политика. Но если меня сегодня кто-то спросит, какой автомобиль лучше — «Мерседес» или «Лада», то я скажу: «Мерседес». Нужно быть объективным. Если вакцина «Спутник V» является лучшей в мире, то нужно сделать эту прививку. А если завтра из какай-то другой страны появится другая вакцина, и она будет лучше, то я так же буду к этому относится. Мое главное желание — оставаться здоровым и завтра вновь быть готовым к работе. О послезавтра я не думаю.
Несколько слов о Станиславе Черчесове:
Станиславу Черчесову 57 лет, он был вратарем (с 1996 года по 2002 год), а с 2016 года тренирует сборную России.
В 1987 году и 1989 году был чемпионом СССР, а в 2000, 2001 и 2002 годах — чемпионом Австрии. В качестве тренера он привел варшавскую «Легию» к чемпионству.