Давайте вспомним знаменитый инцидент, когда советский лидер Никита Хрущев стучал ботинком по трибуне Генассамблеи ООН, считающийся одним из популярных мифов в современной истории. Все рассказывали о нем по-разному: очевидцы говорили одно, международные газеты писали другое, а ближайшее окружение Хрущева, в том числе члены его семьи, утверждали третье. Тем не менее российские власти пытаются уничтожить любое упоминание об этом инциденте из своих архивов, а также стереть его из памяти людей.
По словам очевидцев, данный инцидент произошел в 1960 году во время дискуссии о принятии новых стран в Организацию Объединенных Наций. Любопытно отметить, что арабы приняли этот инцидент на свой счет. Они расценили размахивание ботинком в ООН как угрозу в адрес Франции, Великобритании и Израиля, учинивших тройственную агрессию против Египта. Между тем, некоторые глобальные левые силы связали этот инцидент с кризисом в заливе Кочинос и размещением ядерных ракет на Кубе в 1962 году.
В отчете ООН говорится, что первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев ударил ботинком по трибуне в знак протеста против слов филлипинского делегата Лоренцо Сумулонга во время 902-го пленарного заседания Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, которая проходила в Нью-Йорке 12 октября 1960 года. На этом заседании обсуждалась возможность присоединения к ООН африканских и азиатских государств, получивших освобождение от колониального господства. Филлипинский делегат задел советского лидера за живое, когда сказал, что «народы Восточной Европы и других регионов были лишены гражданских и политических прав вследствие "поглощения" их СССР». Когда Хрущев услышал слова филиппинского делегата, он очень рассердился и поднял руку, чтобы взять слово, но председатель Генеральной Ассамблеи ООН Фредерик Боланд не заметил его. Тогда советский лидер встал со своего места и решительно поднялся на трибуну. Там он демонстративно оттолкнул Сумулонга, не касаясь его физически, и начал оскорблять филлипинского делегата, назвав его «дураком, прихвостнем и холуем американского империализма». Председатель Генеральной Ассамблеи попросил филлипинского делегата Лоренцо Сумулонга не вступать в полемику с советским лидером, которая могла бы вызвать дополнительные проблемы, и позволил тому закончить свою речь, а Хрущева попросил вернуться на место. Тогда ходили слухи, что премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан высмеял Хрущева, попросив того перевести свои слова.
Об этом инциденте было написано много исследований. Американский исследователь Уильям Таубман сообщил в 2003 году, что он опросил некоторых очевидцев, которые рассказали, что Хрущев размахивал ботинком, но не стучал им по трибуне. Здесь следует отметить, что фотографий, на которых был бы запечатлен этот инцидент, не существует, а все, что было опубликовано позже, является результатом работы специалистов по фотомонтажу. Тем не менее об этом инциденте написали ряд ведущих международных изданий: The New York Times, The Washington Post, The Guardian, The Times и Le Monde. На следующий день американское издание The New York Times опубликовало новость под заголовком «Хрущев размахивал ботинком и стучал им по трибуне ООН», сопроводив ее соответствующей фотографией. Французский революционер Франц Фанон говорил об этом инциденте следующим образом: «Когда г-н Хрущев размахивает своим ботинком в ООН и стучит им по столу, ни один колонизированный человек, ни один представитель наименее развитых стран не смеется. Ведь г-н Хрущев показывает колонизированным странам, наблюдающих за ним, как он — вооруженный ракетами человек — обращается с этими несчастными капиталистами так, как они того заслуживают». Иракский политик Аднан Пачачи объясняет поведение Хрущева алкогольным опьянением. Пачачи является одним из очевидцев инцидента, так как он был делегатом от Ирака в Генеральной Ассамблеи ООН. Он сказывал об этом инциденте так: «Хрущев пригласил на обед председателя Генеральной Ассамблеи ООН и глав рабочих комитетов ООН. Я тогда был председателем четвертого комитета, который занимался колониальными делами. Советский лидер переусердствовал с водкой во время обеда, а заседание проходило сразу после него. Когда Хрущев ударил ботинком по трибуне, публика была поражена таким поведением: я увидел Андрея Громыко, министра иностранных дел СССР, сидевшего рядом с Хрущевым, которому было стыдно за его поведение».
Его внучка — Нина Львовна Хрущева говорит, что ее семья прекрасно помнит об этом инциденте. Хрущев тогда надел новые туфли, которые сильно ему жали, поэтому он снял их, сидя на заседании. Когда он начал бить кулаком по столу, сердито отвечая филиппинскому делегату, его часы соскочили с руки и упали на пол. Хрущев наклонился, чтобы поднять часы и тогда ему пришла в голову мысль пустить в ход обувь. Он поднял ее и стал стучать по столу. История Нины довольна близка к версии официального переводчика советского лидера Виктора Суходрева, который был очевидцем этого инцидента. Он рассказал в своей книге «Язык мой — друг мой»: «Протестуя, он продолжал стучать кулаками по столу. А потом, в какой-то момент, я вдруг вижу — он снял с ноги ботинок и стучит уже им». Обе версии были опровергнуты сыном советского лидера Сергеем Хрущевым в интервью «Российской газете», который также был свидетелем этого инцидента. Он оправдал поведение своего отца, сказав, что он был возмущен обвинениями филиппинского делегата в адрес Советского Союза, и что он сначала поднял левую руку, намереваясь взять слово, но председательствующий на заседании посол Ирландии его не видел. Тогда он помахал одной рукой, второй, а затем взял свой ботинок и помахал уже им, а потом, как утверждает сын Хрущева, он все же постучал им по своему столу и был наконец замечен.
Арабская пресса, в свою очередь, часто связывала этот инцидент с попыткой Советского Союза остановить тройственную агрессию против Египта. Арабы писали, что советский лидер Никита Хрущев приехал в ООН, снял ботинки и стал бить ими по трибуне, требуя от стран-агрессоров немедленно уйти, иначе он нанесет ядерные удары по Лондону и Парижу. Вашингтон был вынужден оказать давление на страны-агрессоры, чтобы те вывели свои войска и так арабы одержали большую политическую победу. Я написал сотни статей на эту тему, но парадокс заключается в том, что некоторые свидетели утверждают, что на фотографиях, опубликованных после нервного срыва Хрущева, он был в своей обуви. Тогда говорили, что он сорвал ботинок с ноги одного из арабских лидеров, спавшего во время заседания, и слава богу, что ботинок оказался арабским.