Поскольку внимание всего мира сосредоточено на европейском турне президента Джо Байдена, включая долгожданный саммит Байдена и Путина в Женеве, другие менее заметные, но все равно жизненно важные вопросы трансатлантической безопасности отошли на второй план. На протяжении безумной недели саммитов «Большой семерки» и НАТО было много конкурирующих игроков, проблем и интересов. И хотя в центре внимания прессы находятся сильные мира сего, важно не оставлять без внимания ключевого стратегического союзника США в кавказском регионе — Грузию.
Бывший посол США в России Майкл Макфол (Michael McFaul) недавно напомнил нам, что на прошлой встрече Байдена и Путина, состоявшейся 10 лет назад в Москве, между двумя лидерами произошел резкий обмен мнениями по поводу оккупации Россией грузинской территории. Начавшаяся впоследствии агрессия России на Украине должна стать для всех напоминанием о том, что в 2008 году Кремль отдал приказ о вторжении в Грузию в ответ на сигнал НАТО в пользу ее вступления в состав альянса. Сегодня российские военнослужащие по-прежнему оккупируют 20% территории Грузии. Использовав хэштег #NeverForget в «Твиттере», посол Макфол подтвердил необходимость включения вопроса о незаконной оккупации Грузии в повестку дня саммита в Женеве.
При анализе стратегического партнерства Вашингтона с Тбилиси американские политики также должны сосредоточиться на вопросах более общего характера. Грузия служит примером того, как государство из числа бывших советских республик может добиться значительных демократических успехов и дальше бороться за свой суверенитет, несмотря на продолжающуюся агрессию со стороны России. Администрации Байдена следует поднять стратегическое партнерство США с Грузией на более высокий уровень, по крайней мере, по трем причинам.
Во-первых, Грузия содействует обеспечению мира и безопасности в регионе. В конце 2020 года вновь разгорелся один из замороженных конфликтов в Черноморском регионе. Исход второй нагорно-карабахской войны между Арменией и Азербайджаном при посредничестве Москвы означал для Грузии очередную угрозу размещения российских войск у ее южных границ. Соглашение предусматривало развертывание российского военного присутствия в Нагорном Карабахе помимо военного присутствия России на двух оккупированных территориях — Южной Осетии и Абхазии. В то время как Грузия продолжает испытывать давление, Россия настаивает на новом формате регионального сотрудничества между Арменией, Азербайджаном, Грузией, Ираном, Россией и Турцией. В этом формате США и Запад целенаправленно исключаются из числа участников.
Во-вторых, когда Америка обращается к своим союзникам за военной поддержкой, Грузия реагирует первой. Грузинские войска незамедлительно приняли участие в операциях, проводившихся под руководством США в Афганистане и Ираке, став одной из стран, входивших в коалиционные силы, которые внесли самый высокий вклад из расчета на человека. Когда Россия вторглась в Грузию и оккупировала ее территорию, Тбилиси вывел свои войска из Ирака, но Грузия до сих пор неизменно участвует в операциях, проводимых в Афганистане. Грузия на протяжении нескольких десятилетий борется с гибридной агрессией России, при этом реформируя свои вооруженные силы, готовясь к тому дню, когда страна, наконец, будет принята в НАТО. Несмотря на жертвы, принесенные в конфликтах как внутри страны, так и за рубежом, политическая поддержка интеграции Грузии в НАТО со стороны общественности и представителей обеих партий остается поразительно высокой.
Наконец, в той роли, которую Грузия играет и может играть в качестве моста между Россией и Турцией, есть здравомыслие и возможности.
Внешнеполитические устремления Грузии остаются ясными: стать членом НАТО и Европейского Союза в качестве стабильной и процветающей демократии, ставшей неотъемлемой частью Запада. Но Тбилиси знает, что не следует конфликтовать со своими могущественными соседями. Грузии удалось сохранить относительно стабильные отношения с Россией, несмотря на продолжающиеся угрозы и оккупацию. Грузии также удалось наладить плодотворное стратегическое партнерство с Турцией. Роль Тбилиси в качестве моста между США и этими двумя державами важна для стабилизации обстановки в Черноморском регионе.
Когда Байден завершит свою поездку в Европу, которая, как он надеется, поможет укрепить демократические альянсы Америки, Грузия должна занять более заметное место в международной повестке Вашингтона. Если Грузия хочет и дальше защищать себя, укрепляя демократические институты, ей необходима более серьезная политическая, военная и экономическая поддержка со стороны западных партнеров. Увеличить такую поддержку — в интересах Америки.