Под удар попали 78 человек, восемь субъектов и семь секторов экономики: Европейский союз (ЕС) решил жестко наказать белорусский режим в понедельник, 21 июня, в Люксембурге. На встрече министры иностранных дел ЕС одобрили меры, которые контрастируют с нерешительными мерами, которые применялись к Александру Лукашенко более двадцати лет. До сих пор эти решения, по большей части, означали неодобрение жестокости его режима и репрессий, которые он организовывал, но на самом деле не повлияли ни на него, ни на окружающих.
В последние годы президент и еще 86 человек стали мишенью ЕС. На этот раз в этот список будут добавлены один из его сыновей Дмитрий, одна из его невесток Лилия, три бизнесмена (в том числе один россиянин), а также министры обороны и транспорта Виктор Хренин и Алексей Авраменко. Всем запрещено находится на территории Евросоюза, и их активы будут заблокированы.
Вскоре после европейских заявлений США, Канада и Великобритания также объявили о санкциях против белорусских чиновников. Вашингтон выдвинул санкции против пресс-секретаря Александра Лукашенко, главы спецслужб, спикера верхней палаты минского парламента. В общей сложности 155 чиновников пострадали от визовых ограничений.
Калийные удобрения, оружие, табак
Европейские экономические санкции, направленные против ключевых секторов, должны быть приняты в конце недели во время заседания Совета Европы 24 и 25 июня. Редко используемые санкции из европейского арсенала, они направлены на то, чтобы заставить режим прекратить репрессии и демократизироваться. Если только они не сблизят еще больше Лукашенко с его российским покровителем. «Мы делаем ставку на увеличение значимости репрессий, которые белорусский лидер применяет к своему народу. Как и значимость для тех, кто хотел бы помочь ему, сотрудничая с ним», — сказал дипломатический источник.
Европейские последователи ответных мер в 2004, 2006 и 2013 годах, впоследствии аннулированных в 2016 году, посчитали, что на этот раз условия действительно изменились. Акт воздушного пиратства, совершенный 23 мая, когда белорусские власти заставили самолет Ryanair, следовавший из Греции в Литву, приземлиться в Минске, по мнению многих, должен быть строго наказан. Под предлогом угрозы взрыва белорусские официальные лица заполучили молодого оппозиционера Романа Протасевича и его подругу Софию Сапегу, позже отправленных в тюрьму.
«Это была явная атака на безопасность воздушного пространства и суверенитет Европы», — сказал перед встречей прибалтийский дипломат. «Принятые меры серьезно повлияют на Белоруссию, на государственные доходы и, следовательно, на фонды, от которых зависят Лукашенко и его режим», — сказал Хайко Маас, глава немецкой дипломатии.
Ожидается, что калийный сектор — калийные удобрения приносят около 2,3 миллиарда евро в год — серьезно пострадает от мер, одобренных главами государств. Будет усилено эмбарго на экспорт оружия, в том числе охотничьего, и передачу технологий слежения. Операторам финансового и страхового секторов будут запрещены инвестиционные услуги, выдача кредитов и торговля ценными бумагами. ЕС также попытается перекрыть доступ к фондам, которые могли бы финансировать власти через многосторонние банки развития.
Будет запрещен экспорт продукции для табачных фабрик. Один из способов борьбы с крупномасштабной торговлей сигаретами, организованной и контролируемой людьми, близкими к Лукашенко. Эти сигареты, произведенные в Белоруссии и ввезенные контрабандой в Европейский Союз, являются важным источником доходов для руководства страны в условиях стагнации экономики.
Поддержка оппозиции
Основной экспортный ресурс — нефтепродукты, принесшие Белоруссии в 2019 году 5,45 миллиарда евро, также попадут под европейские санкции. Однако не ожидается, что это коснется трубопроводов, транспортирующих российскую нефть в Германию и Центральную Европу. Как и транзита российского газа: очевидно, что Берлин и другие столицы не хотели мешать российские и белорусские вопросы, даже если Москва и является главной поддержкой для Александра Лукашенко.
В понедельник министры иностранных дел встретились с белорусской оппозиционеркой Светланой Тихановской, прибывшей из Вильнюса, где она живет в изгнании. Они подтвердили ей свою поддержку, пообещав помочь гражданскому обществу, облегчая выдачу виз тем, кто хотел бы покинуть страну. Лишенные работы оппозиционеры и их семьи также должны получить финансовую поддержку. Еврокомиссия обещает стране 3 миллиарда евро. При условии перехода к более демократичному государству.
Однако экономические интересы часто доминируют над осуждениями и санкционными принципами. Например, Австрия, второй по величине инвестор Белоруссии после России, до недавнего времени блокировала план санкций. И это понятно: его банковский сектор занимает доминирующее положение на белорусском рынке. Объяснялось это желанием помешать Минску вернуться в «сферу влияния» Москвы. Однако в понедельник глава австрийской дипломатии Александр Шалленберг все же присоединился к единодушному решению своих коллег.
Литва, принявшая на своей земле многих белорусов, обеспокоена еще одной проблемой и потребует европейской помощи для усиления контроля над своей границей с Белоруссией, через которую за последние недели прибыли около 400 иракских беженцев. Это в три раза больше, чем за весь 2020 год. По мнению властей страны, это похоже на попытку дестабилизации. В 2015-2016 годах Финляндия столкнулась с подобной ситуацией и быстро перевела стрелки на Россию, обвиненную в использовании миграции как инструмента своей гибридной войны против Запада.