11 марта 2018 года 35-летняя Вероника Джон (Veronica John) услышала выстрелы, пастухи народа фулани окружили ее деревню в штате Кадуна в центральной Нигерии. Вероника привязала свою двухлетнюю дочь к спине и побежала.
«Я не знала, в каком направлении бежать и оказалась прямо перед группой нападавших», — позже рассказала она мне. Один из них пытался стащить девочку со спины матери.
«Пожалуйста, не убивайте моего ребенка», — молила Вероника. И девочка повторяла: «Пожалуйста, не убивайте меня».
«Мы оставим ее, если она съест палец своей матери», — издевательски заявил один из них.
«Он схватил мою руку, отрубил указательный палец мачете и запихнул его в рот моей дочери», — рассказывала мне Вероника вся в слезах.
Дочь Вероники не смогла съесть его, поэтому они исполосовали девочку и ее мать мачете. Двухлетняя девочка была убита, а ее мать потеряла сознание. Когда позже Вероника очнулась в луже крови, она увидела на земле изрубленное тело своей дочери. Отрубленный палец все еще был у нее во рту.
Уже почти десятилетие центральный регион Нигерии находится в ловушке медленного геноцида. Более 35 тысяч христиан были зверски убиты. Уничтожены целые деревни. 13 тысяч церквей и 1,5 тысячи христианских школ разрушены. Более двух миллионов людей были вынуждены покинуть свои дома, а 304 тысячи стали беженцами. Под данным Международного Красного Креста, на сентябрь прошлого года пропавшими числится 23 тысячи человек.
Нападения фулани на христиан имеют все признаки геноцида, который ООН определяет как «намеренную попытку полностью или частично уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую».
Пастухи фулани сотрудничаают с «Боко харам» (запрещена в РФ — прим. ред.), радикальной исламистской группой, намеренной избавить Нигерию от христиан. Выступая с докладом в Гудзоновском институте, Нина Шиа (Nina Shea) рассказала, что «по сообщениям выживших, в ходе множества атак пастухи выкрикивали „ Аллаху акбар", „уничтожай неверных" и „истребляй неверных"».
Контролируемое мусульманами правительство Нигерии отвергает обвинения в геноциде. Оно отмахивается от зверских убийств, называя их «стычками между земледельцами и пастухами», заявляя, что обе стороны настроены агрессивно и готовы к борьбе. Однако в то время как фулани всегда приходят с мачете и дорогими пистолетами и целятся исключительно в земледельцев-христиан, их жертвы безоружны. Десятки тысяч мужчин, женщин и детей, лежащих сейчас в братских могилах в центральной Нигерии, с трудом могли позволить себе питаться один раз в день, куда им до излюбленного оружия фулани AK-47 за 1,2 тысячи долларов.
В противоположность рассказам правительства о том, что совершаемые фулани убийства «случайны», требуемые для нападений стратегическое планирование и выполнение заставили бывшего высокопоставленного офицера и члена Сената Нигерии Джона Джанга (Jonah Jang) и Дэвида Марка (David Mark) назвать происходящее геноцидом. Когда в Агату расстреляли 500 христианских деревень, Марк сказал, что нападения «носят следы спланированного и организованного геноцида». Бывший министр обороны Т. И. Джанджума (T.Y. Danjuma) назвал эти убийства «этнической чисткой» и призвал христиан защищаться: «Если вы понадеетесь, что вооруженные силы защитят вас, вы все погибнете».
В 2018 году нигерийская палата представителей назвала убийства в христианских деревнях в штате Плато «геноцидом».
К смертоносной смеси примешиваются также похищения и изнасилования. Жители деревень и их обнищавшие церкви вынуждены платить фулани за жизни членов своей семьи. Популярный мусульманский священнослужитель шейх Ахмад Гуми (Ahmad Gumi) в записанной встрече с лидерами ополчения фулани заверял, что требования похитителей будут выполнены.
Вот некоторые из причин, почему британская Всепартийная парламентская группа за международную свободу религии осудила «продолжающийся геноцид» в центральной Нигерии.
В последние 18 месяцев Запад занят проблемой пандемии covid-19 и игнорирует геноцид. Удобно было верить заявлениям правительства Нигерии, отрицавшего любые связи между нападающими фулани и «Боко харам», хотя в Соединенных Штатах эта организация признана террористической. И это несмотря на то, что бывший начальник информационной службы министерства обороны генерал-майор Крис Олуколаде (Chris Olukolade) заявлял, что фулани выполняют приказы Боко харам. И, как недавно отметил губернатор штата Нигер, «Боко харам» установил свой флаг в центральной Нигерии.
Игнорирование этого геноцида может серьезно повредить Западу. Пока администрация Байдена пытается отучить Соединенные Штаты от использования ископаемого топлива, гражданская война в Нигерии может привести к резкому повышению цен на заправках, а США все еще далеки от надежных альтернатив. И если мировые лидеры не привлекут правительство Нигерии к ответу, в результате сегодняшней анархии новые волны мигрантов отправятся на Запад, который и так расходится во мнениях, как и где их принимать.
Нигерия, как и Судан, находится на грани распада, и этот новый конфликт между христианами и радикальными исламистами может стать той последней каплей.
Хассан Джон — англиканский священник и журналист в Джос, Нигерия.