Слово «ретро», которое происходит от латинского префикса, означающего «назад в прошлое» или «обращенный к прошлому», употребляется для обозначения оставшихся в прошлом различных форм и моделей былого времени, в частности одежды и бытовавших в употреблении предметов.
А понятие «ретротопия» обозначает точку зрения, которая основывается на идее о том, что все относящееся к прошлому хорошо и красиво, олицетворяет истину и идеал, которая практически обожествляет, идеализирует, превозносит прошлое как образец со всех точек зрения и таким образом утопизирует его.
«Ретротопия» как утопизация того, что осталось в прошлом, подразумевает, что все старое приятно, радостно, душевно. При этом все, что олицетворяет день сегодняшний, есть здесь и сейчас, проблематично, недостаточно или просто неправильно. Поэтому прошлое постоянно становится предметом вожделения, поисков, желания вернуть назад.
Ретротопия как приукрашивание прошлого, когда все, что относится к прошлому, правильно, а все настоящее ошибочно, по сути представляет собой болезнь, которой современный человек заболевает, не осознавая этого.
Посреди трудностей и хаоса современной жизни, когда человек борется со множеством проблем, несет на плечах груз, возложенный на него жизнью, который подчас становится неподъемным, это попытка посмотреть в прошлое и искать решение в том, что уже не может вернуться назад.
Современный образ жизни, отдаливший городского человека от естественности, простоты, искренности и оставивший его в полном одиночестве посреди монетизированных отношений, с одной стороны, упростил его жизнь за счет технологического и материального комфорта, с другой — омрачил, усложнил его внутренний мир, практически уничтожил его душу и лишил возможности получать удовольствие от жизни, несмотря на всевозможные удобства.
И вот этот индивид, который все время неудовлетворен своей нынешней жизнью, взял за привычку оглядываться назад в прошлое каждый раз, когда сталкивается с проблемами, видеть в прошлом только положительное, игнорируя все отрицательные стороны и недостатки, обожествлять прошлое и постоянно ссылаться к нему.
Это состояние, при котором человек смотрит в прошлое из настоящего и видит только то, что хочет видеть, искажает восприятие прошлого подобно разбитому зеркалу и, приводя также время от времени к неправильному толкованию и пониманию сегодняшних реалий, травмирует его разум еще больше.
В результате этот парадокс, при котором городской человек, с одной стороны, в полной мере пользуется бесчисленными возможностями сегодняшнего дня, упрощающими жизнь, и даже не думает отказываться от всего этого, с другой — постоянно пребывает в тоске по прошлому и поисках былого, показывает, что его связь с прошлым на самом деле не более чем надуманная ностальгическая фантазия.
Одним словом, бесконечное приукрашивание прошлого, характерное для современного человека, представляет собой гавань для укрытия, куда он пытается бежать в поисках смысла, всякий раз, когда не может справиться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь, когда хочет избавиться от монотонного и наскучившего ритма жизни.