Можно спорить о том, запоздала эта инициатива или нет, но важно сделать три вывода. Во-первых, министр обороны США вовремя обозвал Германию и Францию Старой Европой за то, что те отказались поддерживать авантюру Вашингтона в Ираке; страны Восточной Европы, поддержавшие эту авантюру, он похвалил, назвав их Новой Европой. Теперь, устав от Украины, Старая Европа понимает, что ЕС не может быть заложником ошеломительной русофобии Киева, отказывающегося выполнять Минские соглашения и делающего ставку на опасную конфронтацию Запада и Европы с Россией.
Во-вторых, Старая Европа поняла, что Москва не откажется от Крыма, а санкции не сработали — в любом случае они не привели к изменению политики России в отношении Украины. Также она поняла, что перемены в ЕС, обновление подхода к своему крупнейшему соседу — это мудрый шаг.
К сожалению, и на эту, несомненно, положительную инициативу Меркель падает тень. Безусловно, она пойдет на пользу ЕС, но остается горький привкус того, что к переменам приводят не трезвость и проницательность наиболее влиятельной части европейской элиты, а импульсы извне. У этого «извне» есть конкретное название: Соединенные Штаты Америки. Да, в отличие от войны в Ираке, сейчас Вашингтон вынуждает Европу поступать правильно. Но почему ЕС дошел до того, что для подобных действий ему нужен внешний стимул? Сама Меркель сказала после встречи Байдена и Путина, что, раз Вашингтон ведет переговоры с Москвой, значит и мы должны сделать то же самое. К сожалению, поддерживающая роль ЕС проступает даже в таком праведном деле.