Встреча министров иностранных дел 20 крупнейших стран и регионов (G20) состоится в Италии 29 июня. Администрация президента США Джо Байдена продвигает сплоченность демократического лагеря, учитывающего Китай и Россию, но в клубе G20, в котором также состоят эти две страны, государства придерживаются различных позиций.
Цель администрации Байдена на этой встрече министров иностранных дел G20 — ускорить создание в международном сообществе антикитайской коалиции. Вашингтон позиционирует Китай как величайшее геополитическое испытание. Он разработал стратегию победы в конкуренции с Китаем за счет сотрудничества со своими союзниками и друзьями.
Прежде всего президент Байден пригласил в Белый дом лидеров своих союзников, Японии и Южной Кореи, соседствующих с Китаем. В ходе своей первой зарубежной поездки на саммите G7 в июне он также подтвердил стратегию в отношении Китая с европейскими странами. Помимо упоминания вопросов прав человека и свободы в Синьцзяне и Гонконге, в совместную декларацию лидеров удалось включить фразу о важности мира и стабильности в Тайваньском проливе.
Затем американский лидер встретился с президентом России Владимиром Путиным. Перед встречей он выслушал советы и просьбы стран Восточной Европы, после чего подчеркнул свое намерение общаться с главой России от имени союзников и друзей. В ходе переговоров Байден призвал следовать международным нормам, которые касаются кибератак и прав человека.
Администрация Байдена позиционирует конфронтацию с Китаем и Россией как формат «демократические страны против деспотичных». У США есть идея продемонстрировать лидерство в качестве представителя демократического лагеря и при поддержке международного сообщества противостоять Китаю с Россией, которые позиционируются как страны деспотизма. Однако неясно, насколько верными будут предположения администрации Байдена на предстоящей встрече министров иностранных дел G20.
Бывший чиновник казначейства США Марк Собел (представитель США в аналитическом центре Official Monetary and Financial Institutions Forum) считает: «Страны, принимавшие участие в саммите G7, легко восприняли послание США. Европейские страны согласны со всеми заявлениями США. Они разделяют озабоченность по поводу военных угроз Китая и проблем с правами человека». Тем не менее, комментируя G20, он отметил: «За исключением некоторых стран, например, G7, участники в основном будет стараться не углубляться в американо-китайский конфликт. Они обеспокоены проблемой прав человека в Китае, но хотят продолжить взаимодействие с ним по экономическим причинам».
Более того, существует разница в отношении европейских стран к Китаю. На пресс-конференции после саммита G7 президент Франции Эммануэль Макрон заявил: «G7 — это не клуб, враждебный Китаю». Канцлер Германии Ангела Меркель также подчеркнула: «Я не заинтересована в том, чтобы вновь делить мир на две части».
Комментируя декларацию G7, в которой выражена озабоченность по поводу Китая, дипломатический представитель одного европейского государства высказал следующее мнение: «Поскольку было много факторов, требующих анализа, и мало предложений, касающихся конкретных действий, участникам было несложно выразить единство против Китая».
Европейцы не отказываются от таких демократических ценностей, как права человека, свобода слова и власть закона, но считают необходимым сотрудничество с Китаем по вопросам экологии и обстановке в регионах. Есть также нюанс, который заключается в осознании важности отношений с Китаем для восстановления экономики после пандемии нового коронавируса. «Нам необходимо найти правильный баланс в наших сложных отношениях с Китаем», — заявил председатель Европейского совета Шарль Мишель.
Россия и Китай недовольны западным мышлением времен холодной войны
Что касается России и Китая, которых Байден назвал странами деспотизма, то 25 июня Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин объявили о проведении 28 июня встречи в режиме онлайн.
Обе страны не скрывают своего дискомфорта в связи с конфронтационной политикой США. 24 июня пресс-секретарь минобороны КНР Жэнь Гоцян выразил серьезное недовольство и решительное несогласие: «США и некоторые другие западные страны все еще придерживаются мышления времен холодной войны и ложной многополярности».
В начале июня министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: «Мы не можем игнорировать желание западной группы поставить себя в привилегированное положение».
Но все же китайская критика США характеризуется сдержанностью. Год назад ситуация была совсем другой — тогда бывшего госсекретаря Майка Помпео называли врагом всего человечества (Центральное национальное телевидение).
Китай сейчас находится на пороге 100-летия образования Коммунистической партии, самого важного политического события, которое состоится 1 июля. Поэтому он хочет ликвидировать факторы нестабильности.
Пекин стремится избежать развития событий, при которых обострение конфликта с США отразится на внутренних делах. Министр иностранных дел КНР Ван И даже не сообщает, примет ли он участие в G20 или нет.
Некоторые эксперты полагают, что сейчас отношения с США относительно спокойные. По данным главного таможенного управления Китая, общий объем торговли с США в период с января по май этого года увеличился на 50% по сравнению с прошлым годом. «Администрация Байдена понимает важность Китая. Она придерживается реалистичного курса», — заявил представитель Министерства торговли США.
Между тем США и ЕС ввели санкции против России после украинского кризиса 2014 года. В этом месяце президент Путин встретился с Байденом, но шансов на смягчение конфликта пока нет. Россия, которая была исключена из G8 из-за украинского кризиса, придает важное значение G20. В частности, укрепление отношений с Китаем по-прежнему является «одним из главных приоритетов» внешней политики, заявил Лавров.
В интервью с представителями международных информационных агентств в начале июня президент Путин подчеркнул идею интеграции китайской инициативы «Один пояс, один путь» с возглавляемым Россией Евразийским экономическим союзом. «Я просто ни на секунду не сомневаюсь, что мы будем продолжать действовать так же активно, имея в виду и заинтересованность как России, так и Китая в поддержании нашего взаимодействия на международной арене, а это взаимодействие, безусловно, является одним из важнейших элементов стабильности в международных делах», — заявил глава России.
Однако Москва также придает большое значение отношениям с Индией. Россия в течение долгого времени была поставщиком оружия для Индии, поэтому страны поддерживали хорошие отношения. Путин постоянно повторяет, что никакие отношения между государствами не должны быть направлены против третьей страны, но нет сомнений в том, что он преследует следующую цель — вбить клин в антироссийскую коалицию.
Важность сотрудничества Японии и США
Ожидается, что на встрече министров иностранных дел G20 Япония вместе с США поднимет вопросы, имеющих отношение к Китаю. По словам представителей министерства иностранных дел Японии, развивающиеся страны планируют обсудить «долговые ловушки», которые затрудняют выплату избыточных китайских кредитов. Это — вопрос, который был включен в декларацию лидеров стран G7, хотя конкретные страны и не назывались.
Однако G7 и G20 — это разные по сути группы. «Есть и другие страны, помимо Китая, которые не хотят, чтобы вмешивались в их внутренние дела. Существуют различные мнения. Необходимо сфокусироваться на действиях Китая», — отметил источник в МИД Японии.
Кроме того, по его словам, японские компании, работающие с Китаем, недовольны жесткой политикой по отношении к нему, поскольку, по их мнению, Японии без Китая не выжить. Тем не менее у Японии нет другого выбора, кроме как делать упор на сотрудничество с США, поскольку Китай не прекращает вести себя провокационно, проводя агрессивную антизападную дипломатию.
Мнение спецкоров
Что корреспонденты думают о позиции стран G20?
От Южной Кореи в саммите примет участие заместитель министра иностранных дел. Страна сильно зависит от китайской экономики. КНДР также пользуется поддержкой Китая. «Есть предположение, что министру иностранных дел не понравилось требование США оказать давление на Китай», — отмечает глава сеульского отделения Такуя Судзуки (Takuya Suzuki).
Комментируя отношение ЮАР, которая была приглашена на саммит G7 в Великобритании, Юдзи Эндо (YujiEndo) из отделения в Йоханнесбурге подчеркнул: «Китай является крупнейшим торговым партнером. Он очень важен для президента Сирила Рамафосы».
Латинскую Америку называют «задним двором» США. «Нынешние мексиканские власти стремились к равноправным отношениям с США, особенно при администрации Трампа, которая относилась к Мексике как к вассалу», — заявил Фукаси Окада (Fukashi Okada) из Сан-Паулу.
Что касается Индонезии, крупной азиатской страны, то Наоко Ханда (Naoko Handa) из отделения в Джакарте считает: «Большую часть вакцины от нового коронавируса поставляет Китай. Китайские компании несут ответственность за большинство инфраструктурных проектов, например, высокоскоростные железные дороги, поэтому связи между странами крепки».
Турция также расширяет экономическое сотрудничество с Китаем, но, являясь союзником США, она находится в трудном положении. Юсукэ Такано (Yusuke Takano) из стамбульского отделения отмечает, что для Турции важно сохранить отношений с Европой и США.
Саудовская Аравия, являющаяся самопровозглашенным арабским лидером, традиционно придерживается проамериканской позиции, однако Ёсиюки Ито (Yoshiyuki Ito) из дубайского офиса высказывает такое мнение: «Трамп защищал наследного принца в связи с убийством саудовского журналиста и демонстрировал „медовый месяц". В свою очередь, администрация Байдена придает большое значение правам человека и власти закона, поэтому разногласия будут нарастать».
G20 — структура для обсуждения лидерами и министрами 20 крупных стран и регионов широкого круга проблем: экономика, борьба с терроризмом и изменение климата. G — это первая буква слова group. В нее входит G7, включающая Японию, США и европейские страны, а также такие государства, как, например, Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЕС.
Группа был основана в 1999 году как саммит министров финансов и глав центральных банков для обсуждения мер в отношении азиатского валютного кризиса. После финансового кризиса 2008 года также стали ежегодно проводиться встречи лидеров государств. На G20 приходится около 60% населения мира и около 80% мирового ВВП.