Несмотря на агрессивную неоимперскую политику Путина, началом которой стал даже не захват Крыма и война в Донбассе в 2014 году, а российско-грузинская война 2008 года, в своём большинстве западные политические элиты стремятся искать пути к некой перезагрузке отношений с Кремлем.
Последним примером является скандальная инициатива канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Эмманюэля Макрона о проведении саммита ЕС-Россия с участием самого Путина. Данному предложению предшествовала встреча в Женеве президентов США и РФ.
Почему, несмотря на все агрессивные действия в отношении ЕС и США, такие политики, как Ангела Меркель или Джо Байден, ищут компромисс с Россией — этот вопрос комментировал профессор Томаш Гроссе, политолог из Варшавского университета.
В самых крупных странах Западной Европы, прежде всего во Франции, Германии, но также в Италии, Россия рассматривается как очень привлекательный экономический партнёр. Здесь наиболее ярким примером такого видения в практике является проект «Северный поток». Если речь идёт о геополитических вопросах, то очень часто геополитика видится отдельно. Звучат заявления, что экономические интересы это одно, а геополитика и связанное с ней напряжение это что-то совсем другое, что-то, как бы не связанное с экономическими интересами.
Есть также подход, который особенно часто наблюдается в случае немецких политиков, в соответствии с которым даже в самых трудных ситуациях нужно вести дела, вовлекая россиян в бизнес-отношения. Согласно такому взгляду путём торговли и экономического сотрудничества россияне, мол, будут более склонны к геополитическим уступкам.
Однако даже невооружённым глазом видно, что такого рода расчёт является заблуждением. Скажем, Берлин активно продвигает «Северный поток — 2», стратегический геоэкономический проект Кремля, а тот не собирается отказываться от своей агрессивной неоимперской политики, что подчёркивает политолог Томаш Гроссе:
Факты достаточно очевидны, если мы взглянем хотя бы на вопрос кибератак. В последнее время мы их очень сильно почувствовали и понятое дело, кто за них ответственен. Однако в такой же самой ситуации оказались страны Западной Европы, и даже институции Европейского союза подвергаются атакам российских хакеров. Такого рода преступления или акты агрессии можно рассматривать как некую разновидность гибридной войны, особенно в ситуациях, когда речь идёт об инфраструктуре, имеющей большое значение для экономической стабильности или общественной безопасности.
Несмотря на все факты, на это закрываются глаза, зато, с другой стороны, демонстрируется снисходительное отношение в случае значительно более агрессивной политики. Взять хотя бы пример политики в отношении Украины, а в этом плане мало что изменилось с 2014 года. Ввиду этого мне сложно признать правоту самой идеи о том, что посредством бизнеса и экономики мы можем влиять или смягчить политическую позицию Путина и Кремля в стратегических и геополитических вопросах. Такое мышление сегодня является наивностью.
Профессор Гроссе также коснулся вопроса геополитических раскладов в Европе после прихода к власти новой американской администрации во главе с Джо Байденом для которого главным соперником является Китай, а не Россия. Специалист отмечает, что новый президент США ищет партнёрства с Россией и Германией, чтобы выйти победителем в конфронтации с Поднебесной.
Смена американской администрации в некоторой степени означает стратегические изменения. Американцы, прежде всего, заинтересованы в сосредоточении всех сил на Китае и на вызове, который тот генерирует для мирового лидерства США. В связи с этим американцы хотят, во-первых, чтобы Европа была стабильной и здесь не было каких-то особых конфликтов и шатаний. Американцы стабилизируют европейский континент двумя способами. Первый заключается в том, что, они вступают в какой-то диалог с Россией, а также идут на определённые уступки в отношении неё. Скажем, американцы не приглашают, не поддерживают вступление Украины в НАТО или же делают подарок Путину в виде снятия санкций с «Северного потока — 2».
Вторая составляющая американской стратегии представляет собой стремление передать ответственность за стабилизацию Старого континента крупнейшим членам ЕС, прежде всего Германии. По мнению американцев, здесь именно на немцах лежит ответственность за то, чтобы Европа не доставляла хлопот Америке и не требовала от американцев быть мировым полицейским. Они хотят, чтобы сами европейцы занимались своей безопасностью и в том числе занимались стабилизацией отношений с Россией, а также, чтобы сами решали разного рода спорные вопросы в нашем регионе.
С американской точки зрения это выглядит очень выгодным, поскольку, делегируя Германии задачу по стабилизации Европы, у них самих нет необходимости заниматься этим участком фронта. Более того, американцы ожидают, что Германия, а в более широком плане ЕС, станут с ними плечо к плечу в их конфликте с Китаем. Мне также кажется, что американцы ожидают, что россияне в какой степени поступят похожим способом. Имеется в виду, что они откажутся от своих претензий и не будут создавать таких проблем, как раньше, взяв к примеру, хотя бы Восточную Европу. А с другой стороны, ожидается, что они будут сохранять пассивность в игре Запада и Пекина. Есть даже надежды, что в случае некоторых вопросов россияне присоединяться к альянсу Запада.
В общих чертах так выглядят расчёты Байдена. Главный вопрос здесь в том, не являются ли такие расчёты касательно россиян и западных европейцев праздными.
По мнению Томаша Гроссе новые тенденции на геополитической авансцене крайне опасны для стран Восточной Европы, особенно это касается Украины, а также Польши.
США, равно как и Германия или Франция, не хотят раздражать Россию. В связи с этим тему расширения НАТО на Украину, по сути, отложили на неопределённое время. Возможно этот вопрос заморозят на очень долго, если вообще не навсегда.
Россия предлагает европейское содружество от Лиссабона до Владивостока, что напоминает немного Венскую систему великих держав в обновлённом виде. В таком случае прежде всего Россия будет все решать на континенте, а в некоторой степени в этом ей будут сопутствовать Германия и Франция.
Министр иностранных дел Польши Збигнев Рау недавно в своей хорошей аналитической статье в Frankfurter Allgemeine Zeitung подчеркнул, что уходит в прошлое видение свободных и демократических международных отношений в ЕС, которое близко так называемой «Европе отчизн», что в свете права означает равенство членов ЕС. Это происходит в пользу чего-то, что очень хорошо коррелирует с российским предложением, то есть речь идёт о концерте великих держав.