Согласно статье во влиятельной американской газете Washington Post, недавнее повышение на 90% цены на используемое для жарки мясо — это «угроза» традиционной аргентинской кухне. Впрочем, рост цен на мясо угрожает и традиционным народным блюдам в Нигерии и России.
Рост цен на продукты питания во время пандемии коронавируса затрудняет доступ к привычным блюдам во многих странах. The Washington Post сравнила рост цен на аргентинское мясо с подорожанием привычного для нигерийцев риса, а также с макаронами — народной едой в России.
«В стране, где обожают мясо, цены на некоторые мясные продукты удвоились, а потребление говядины снижается», — говорится в статье с заголовком «Повышение цен на продукты питания во всем мире делает недоступными привычные блюда». Газета, ссылаясь на ситуацию в Аргентине, утверждает, что рост цен и, как следствие, снижение потребления мяса «угрожают» сохранению аргентинского жаркого.
В американской газете отмечается, что за год цена за килограмм говядины увеличилась на 90%, при этом идет ссылка на источник — Институт мясного питания в Аргентине (Ipcva). Указывается и то, что с января 2021 года предприниматели, связанные с национальной мясной промышленностью, фиксируют рекордное падение потребления мяса. В 2020 году средний аргентинец съел 49,7 кг мяса: это потребление составляет меньше половины того, что средний аргентинец съедал в 1956 году.
Кроме того, статья обращает внимание на головокружительный рост инфляции, который достиг 50% в год.
Директор аргентинской программы Международного Центра ученых имени Вудро Вильсона (Woodrow Wilson Center) выступил против экономической политики, которая проводится в стране. «Политика, регулирующая цены на мясо в Аргентине, особенно рискованна», — заявил этот эксперт. В прошлом, при президенте США Бараке Обаме, он работал директором по Южной Америке в Совете национальной безопасности США. Он также упомянул о временном запрете (на месяц) экспорта говядины из Аргентины. Запрет был установлен правительством Альберто Фернандеса.
В Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН пришли к выводу, что индекс цен на продовольствие, который измеряет общую стоимость некоторых продуктов, достиг в мае 2021 года своего пика. Такие скачки цен не наблюдались с 2011 года. За один год повышение цен на продовольствие в некоторых странах составило 40 процентов.
К числу факторов, способствовавших росту цен, относятся рост спроса на продовольствие со стороны Китая, пандемия, колебания цен на нефть и колебания курса доллара США. «Это все признаки того, что глобальная система обеспечения людей продовольствием перестала работать должным образом», — заявил Каллен Хендрикс, профессор и директор по инициативам устойчивого развития в Университете Денвера.
Рис в Нигерии и макароны в России
В этих рамках The Washington Post также ссылается на повышение цен на ингредиенты для самых потребляемых блюд в Нигерии и России. В африканской стране средняя по стране цена риса, используемого в приготовлении национального блюда «джолоф» (нечто вроде плова, но с обязательным добавлением помидоров или томатной пасты — прим. ред.), выросла в среднем на 7,8% в период с марта 2020 года по март 2021 года. В Лагосе — крупнейшем в Нигерии городе и столице страны — цена лука удвоилась, а цена банки помидоров стала на 29% выше, чем в прошлом году.
Как поясняется в статье, нигерийское правительство переживает экономические проблемы с прошлого года, когда начала снижаться цена на нефть, один из главных элементов нигерийского экспорта. Безработица достигла 33% трудоспособного населения в 2020 году, а инфляция превысила 18% за последние два месяца. Ситуация на местах усугублялась закрытиями и ограничениями, вызванными борьбой с коронавирусом, вызвавшим опасность перегрузки системы здравоохранения.
В России, управляемой ныне Владимиром Путиным, суп борщ является термометром роста цен, поскольку он содержит традиционно обильные в России овощи и мясо, с периодической добавкой сметаны — важного молочного продукта. За год с начала пандемии «индекс борща» вырос на 12%. Также и цена на макароны подросла на 10,5%.
В марте результаты опросов показали, что 58% жителей страны считают: самая большая проблема, с которой они сталкиваются, — это высокая цена на продукты питания.
Недавно Международный валютный фонд (МВФ) предупредил, что в случае продолжения роста цен на продовольствие наибольший ущерб будет нанесен потребителям в странах «растущих рынков» (emerging markets — к ним традиционно относят Россию, Китай, Индию, Бразилию, а также недавно разбогатевшие Южная Корея и Саудовская Аравия — прим. ред.). Пострадают и едоки в развивающихся странах, вынужденных прилагать особенно болезненные усилия в борьбе с пандемией.