Начало: японку возмутило отношение россиян к covid-19 и «крушение» российской медицины
В мире бушует пандемия нового коронавируса. Японская семья переехала в Москву в разгар эпидемии, и из пяти членов семьи заразились четверо. Глава семьи — специальный корреспондент телеканала Hokkaido Cultural Broadcasting. Прошлой осенью вместе со старшим сыном, которому 15 лет, он на время вернулся в Японию, и из-за болезни новым коронавирусом его положили в больницу.
Из оставшихся в Москве трех членов семьи заразились мать и дочь, хотя заболевание и протекало бессимптомно. Зимой заболел младший сын, которому 12 лет. Как они проводили дни на карантине и как обстоят дела в Москве?
О неудобствах и терпении рассказывает младший сын, который заразился в результате вспышки заболевания в школе для японцев.
Приезд в Москву за день до закрытия границ — «как будто зафрахтовали целый лайнер»
Я — школьник первого класса средней школы московской школы для японцев. Тогда я учился в шестом классе младшей школы. Год и три месяца назад, до переезда в Москву, я жил в городе Саппоро. Мой отец работает журналистом на телевидении. В октябре позапрошлого года его перевели в Москву, поэтому в марте прошлого года, в середине третьей четверти, я вместе с мамой, старшим братом и сестрой переехал в Москву.
В то время пандемия covid-19 только начинала распространяться. Мы должны были вылететь из Японии 18 марта, но 16 марта правительство России объявило о закрытии границ с 18 марта, поэтому мы в срочном вылетели рейсом накануне.
В Москве разница во времени с Японией составляет плюс шесть часов. Из Саппоро мы вылетели ранним утром, и, хотя дорога заняла 16 с половиной часов, по прибытии в Москву было еще светло, что было для меня очень странно.
Два месяца назад заразились трое членов семьи, а теперь — я
Это произошло в октябре прошлого года через семь месяцев после переезда в Москву. Заразились отец, мать и сестра. Старший брат был в Японии, и, поскольку только мой тест на коронавирус показал отрицательный результат, мне пришлось три недели жить в комнате одному.
Из-за этого я не смог поехать на школьную экскурсию. Такая участь постигла только меня из 20 учеников пятых и шестых классов. Одноклассники отправились во Владимир и Суздаль, которые находятся примерно в 200 километрах от Москвы. Эти города входят в Золотое кольцо и список белокаменных памятников России, и у нас даже был запланирован мастер-класс по росписи матрешек.
«Как печально, что только меня нет на общей фотографии. Но ничего не поделаешь. Обязательно будет шанс съездить туда», — находясь на карантине, я едва сдерживал слезы.
Температура поднялась в конце года, ПЦР-тест в сетевой клинике показал положительный результат
«Вставай! У него температура, и он не может подняться, что будем делать?» 19 декабря прошлого года голос матери, зовущей отца, доносился как сквозь пелену.
Градусник показал 37,4 градуса. Все тело ломило. Тогда я даже не мог подумать, что заразился новым коронавирусом.
На следующий день мы пошли в частную сетевую клинику, расположенную неподалеку, и я сдал ПЦР-тест. В то время в Москве было около 100 мест, где можно было сдать анализы.
Бронирование не требуется, а плата составляет около 4000 иен. Я отстоял в очереди примерно из десяти человек, и затем медик в защитной одежде взял у меня мазки из носа и рта при помощи. Результат пришел по электронной почте через 18 часов — он был положительным. Болезнь переносилась легко, поэтому я лечился дома.
Заразился водитель школьного автобуса, внутри тесно
Не знаю, как я заразился, но предположение есть. За два дня до появления температуры у водителя школьного автобуса результат теста оказался положительным.
Японская школа находится примерно в десяти километрах от моего дома. Я ездил в школу на микроавтобусе с моим братом, сестрой и тремя друзьями, живущими по соседству. В 19-местном автобусе обычно ездило 17 человек, включая детей, водителя и сопровождающего.
Остальные два места оставляли для вещей. Сидеть, соблюдая дистанцию, было невозможно. Лишь некоторые из окон можно было открыть. То есть внутри было весьма тесно.
В Москве японские дети не выходят на улицу одни во избежание преступлений и несчастных случаев. И администрация школы, и родители мирились с тесным школьным автобусом.
Дорога до школы занимает примерно полчаса. В Москве сильные пробки, поэтому иногда уходило более часа. В микроавтобусе все в масках и перчатках. Говорить запрещено. Мы соблюдали эти правила, чтобы не заражаться, но в школе произошла вспышка.
Вспышка коронавируса, несмотря на строгие меры в школе
В японской школе в Москве учатся 80 детей и 19 старшеклассников (по состоянию на 4 мая). Начальные и средние классы находятся в одном здании. Каждый учебный год — это один класс; в одном классе учится не более десятка человек.
Аудитории немного меньше, чем в школе в Саппоро, где я жил, но из-за небольшого количества учеников было достаточно места, чтобы держать дистанцию в один метр в качестве меры против нового коронавируса.
На обед все приходят со своими бэнто. Разговаривать запрещено до его окончания. Раздаются только звуки движущихся палочек и посуды. Как говорится, когда я ем, я глух и нем.
Естественно, никто не садится друг напротив друга. Все эти меры введены для того, чтобы мы могли ходить в школу в условиях пандемии, хотя российские школы закрыты. «Скучно, что нельзя болтать во время еды! Хочется весело проводить время в обед», — дети младших классов искренне выражают свои чувства.
Летом часть окон в классе всегда открыта, чтобы помещение проветривалось. Зимой окна открывали каждые 15 минут. При температуре минус 10 градусов поступал ледяной воздух, и было холодно, поэтому мы занимались в верхней одежде.
Но вспышка все же произошла, несмотря на это. Заразилось пять человек. Один из них ездил со мной в автобусе. Школу временно закрыли, и так начались зимние каникулы.
За них количество инфицированных увеличилось на два человека — всего стало семеро. «Новый коронавирус напомнил нам о своей силе», — директор школы, который принимал активные меры против пандемии, был огорчен.
Избыток сил тратил на игру в сёги с другом по Zoom
Заняться было абсолютно нечем. Что делать две недели? В моем случае температура пришла в норму через четыре дня. Вернулось бодрое состояние.
Силы девать было некуда, а свободного времени было полно. Планшет пользовался большим спросом. Каждый день мы играли с одноклассниками в сёги (японская настольная игра, созданная по принципу шахмат, прим. пер.) через приложение для онлайн-конференций Zoom. Я размещал доску для сёги и угол наклона камеры так, чтобы она была видна собеседнику. Фигуры соперника я перемещал в соответствии с его указаниями.
В эпоху онлайн-игр многим, возможно, этот метод покажется слишком аналоговым, однако, во-первых, родители запретили мне играть в некоторые видеоигры, а во-вторых, было весело играть в эту игра, видя лицо друга.
Так мы проводили время по Zoom, но через неделю отношение родителей изменилось. «Если ты чувствуешь себя хорошо, то занимайся!» — мама постоянно делала мне замечания.
В день перехода в среднюю школу классный руководитель находился по ту сторону монитора
В апреле я перешел в среднюю школу. Но в новой аудитории нас встретил заместитель классного руководителя. Сам руководитель заразился новым коронавирусом, хотя и в бессимптомной форме, поэтому общался с нами в режиме онлайн.
«Как странно….» — смеялась одна школьница, которая тоже принимала онлайн-участие в нашей встрече. Перед церемонией поступления она ездила в Японию, поэтому находилась на двухнедельной самоизоляции. Все общение проходило очень странно.
В среднюю школу перешло пять человек. В последнем классе младшей школы у меня было десять одноклассников, поэтому их количество резко уменьшилось. Некоторые вернулись в Японию в связи с переводом родителей, а некоторые перешли в российские школы.
Пандемия также отразилась на совместной линейке с младшими классами. Первоклассники должны были приходить, держась за руку с шестиклассниками, но этого не произошло.
16 человек — четверть от всех заразившихся японцев, в том числе и в школе
Число инфицированных в школе продолжало расти. В апреле заразились один ученик младших классов и четыре учителя начальной и средней школы. В мае — два школьника из средних классов, а в июне — один школьник из младших классов и один из средних. Общее количество инфицированных достигло 16.
В России проживает около 2500 японцев, и нам сообщили, что в посольстве Японии заразились примерно 60 человек. Школьная вспышка занимает значительную долю в японском сообществе.
Несмотря на пандемию, можно посещать занятия онлайн. При желании вам выдадут планшет, чтобы вы могли заниматься дома. Однако, когда отсутствует даже один одноклассник, которых и так немного, в классе становится одиноко.
Количество заболевших увеличилось вдвое… Отпускное настроение?
Население России составляет 140 миллионов человек — немного больше, чем в Японии. Число инфицированных достигло порядка 5,5 миллиона человек, что почти в семь раз больше, чем в Японии. В Москве количество новых инфицированных сокращалось до начала июня, но начало расти с 8 июня, а 19 числа был подтвержден рекордный показатель — 9120 человек.
Данные свидетельствуют о том, что в России ходит не индийский или британский штамм, а свой, уникальный, заявил представитель российского исследовательского института, предупредив о возможном нарастании оборотов эпидемии.
Правительство Москвы обязало компании приостановить деятельность на пять дней с 15 июня. Я редко хожу куда-нибудь, кроме школы, но иногда, когда выхожу в город вместе с мамой за продуктами, я вижу, что рестораны и парки переполнены. Местные школы уходят на летние каникулы, и школьники не могут не радоваться.
Мало кто носит маски как в помещении, так и на улице. В последнее время бывают дни, когда жарко почти как в Японии. Речные пляжи переполнены загорающими и плавающими людьми. На входах в супермаркеты стоят емкости с дезинфицирующим средством, как и в Японии, но я никогда не видел, чтобы россияне им пользовались.
В России разработали отечественные вакцины, однако процент вакцинации составляет всего около 10%. Люди ведут активный образ жизни, поэтому хотелось бы, чтобы они носили маски.
Жизнь в России в условиях нового коронавируса заставляет набраться терпения. Скучные дни тянутся очень медленно, и я не хотел бы, чтобы такое повторилось.
С учетом работы отца и школьных экзаменов мне осталось жить в Москве всего год. Неужели все закончится поездками между домом и школой? Я очень надеюсь, что наступит день, когда я смогу свободно ходить по городу.