Сейчас довольно трудно давать полную характеристику встречи Зеленского и Меркель из-за того, что вся информация о ней еще не обнародована. По меньшей мере, ее беспрецедентная продолжительность в четыре часа говорит о том, что двум лидерам было о чем говорить и были темы, которые, очевидно, требовали серьезного обсуждения.
Кроме того, этот визит Зеленского отличился не только встречей с Меркель — он встречался также с президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером, и с Армином Лашетом, новым лидером партии Меркель.
Сама по себе встреча с Меркель вряд ли может прямо сейчас привести к существенным решениям, но при этом она важна в контексте общих переговоров, в том числе, и при участии Соединенных Штатов. К тому же, не стоит забывать о том, что Меркель была одним из архитекторов Минских договоренностей, которые на сегодня до сих пор не реализованы и фактически уничтожаются Россией — ту же раздачу российских паспортов так же можно считать нарушением этих договоренностей.
Но Германия, судя по заявлениям Меркель на брифинге, со своей стороны не хочет признавать, что Минские договоренности зашли в тупик. Тем не менее, остается такая составляющая этих договоренностей, и там на данном этапе никакого прогресса нет, поэтому говорить о каких-то формулах, изменениях законодательства для достижения стабильного прекращения огня не приходится.
В этой ситуации стоит напомнить, что Германия — гарант реализации Минских договоренностей, и в этом контексте встает вопрос «Северного потока — 2», который уже не является чисто экономическим проектом. Этот проект, в значительной степени, политический, поэтому президент Зеленский поднимал вопрос обсуждения газопровода в нормандском формате, потому что Россия де-факто хочет запустить СП-2, чтобы развязать себе руки в направлении Украины.
То, что Германия склоняется к достройке СП-2 отражает последовательную позицию немецкого правительства, которую они последовательно отстаивают не только в общении с Украиной, но и со Штатами, что, в случае с США, и обусловило проблемы между странами.
Поэтому в дальнейшем Украине стоит ожидать сложных переговоров. Поскольку есть очень много переменных, прогнозировать их результаты пока сложно. Очевидно, что «Северный поток — 2» будет достроен и будет работать, и что это и в дальнейшем будет создавать напряжение в отношениях США и Германии. В свою очередь, Германия дальше будет предлагать Украине какие-то компромиссы и гарантии прокачки определенных объемов газа через территорию Украины. Но здесь стоит учитывать, что Россия начинает переходить к откровенному шантажу Европы, что создает отдельную проблему.
Петр Олещук политолог, преподаватель КНУ им. Тараса Шевченко