Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Nikkei Asian Review (Япония): Россия успешно «обхаживает» АСЕАН со своим оружием и вакцинами

© Min Aung HlaingСтарший генерал мьянманской армии Мин Аун Хлайн
Старший генерал мьянманской армии Мин Аун Хлайн
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Nikkei Asian Review приветствует активизацию России в отношениях с АСЕАН. Двумя сильнейшими козырями Москвы здесь являются оружие и вакцина «Спутник V». Россия становится более привлекательной для местных игроков в условиях обострения американо-китайского противостояния. В последнее время Россия делает в АСЕАН успехи.

Во время турне по России в прошлом месяце лидер военного режима Мьянмы встретился с высокопоставленными представителями российского ВПК, посетил военную верфь и вертолетный завод и оделся в академическую мантию, чтобы получить «почетное профессорское звание» от Министерства обороны.

«Благодаря России наша армия стала одной из самых сильных в регионе», — сказал старший генерал Мин Аун Хлайн министру обороны России Сергею Шойгу.

По крайней мере, некоторые лидеры Юго-Восточной Азии могут сказать то же самое.

После продолжительного исчезновения из региона по окончании холодной войны, Россия становится здесь все более заметной — в основном благодаря продажам оружия, а также обещаниям поставок антиковидной вакцины и усилиям по укреплению еще недостаточных торговых связей. Пока США и Китай борются в регионе за влияние, а Ассоциация государств Юго-Восточной Азии пытается справиться с кризисом в Мьянме, Россия позиционирует себя в этой части мира как альтернативный партнер.

По словам Дмитрия Мосякова, эксперта по Юго-Восточной Азии из Института востоковедения Российской академии наук, российские лидеры в основном пренебрегали Юго-Восточной Азией в первое десятилетие после распада Советского Союза в 1991 году. Однако ухудшение отношений с Западом возродило их интерес к региону. Он стал приоритетным из-за его быстрого экономического роста и стратегического положения между Тихим и Индийским океанами.

По словам Мосякова, удовлетворение амбиций стран-членов АСЕАН, стремящихся модернизировать свои вооруженные силы, позволило России существенно повысить свое экономическое присутствие в регионе.

«У нас такая ситуация, что если просто посмотреть на показатели торговли и инвестиций, Россия не выглядит здесь значительным игроком, — сказал Мосяков. — Но когда вы смотрите на такую область, как безопасность, то неожиданно оказывается, что Россия находится в ней в отношениях с АСЕАН прямо на уровне США и Китая и может изменить баланс сил в регионе в любой момент».

Мосяков добавил: «Необязательно иметь торговый оборот в 500 миллиардов долларов, чтобы иметь решающий козырь в Юго-Восточной Азии — достаточно просто предложить кому-то самое современное российское оружие».

Действительно, в период с 2000 по 2019 год Россия была крупнейшим поставщиком оружия в Юго-Восточную Азию, объем продаж за тот период составил 10,7 миллиарда долларов. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), опубликованным в докладе сингапурского института ISEAS, США за тот же период осуществили здесь продажи вооружений на сумму 7,9 миллиарда долларов, а Китай — 2,6 миллиарда долларов.

Как объяснил Коллин Ко, научный сотрудник по вопросам безопасности на море из Наньянского Технологического университета в Сингапуре (NTU), лидерство России на рынке вооружений в АСЕАН имеет под собой несколько причин.

Во-первых, российские экспортеры вооружений меньше опасаются, чем американские или европейские конкуренты, продавать свои новейшие вооружения покупателям из Юго-Восточной Азии. Они также предлагают более низкие цены без явных политических условий. И Москва готова принимать бартерные платежи от стран, у которых не хватает валютных резервов, но есть излишек ликвидных товаров.

Согласно отчету ISEAS, Вьетнам на сегодняшний день является крупнейшим покупателем российского оружия в Юго-Восточной Азии, на него приходится 61% продаж за последние два десятилетия. С 1995 по 2019 год Россия продала Вьетнаму оружия на 7,4 миллиарда долларов, включая подводные лодки, фрегаты, истребители, зенитные ракетные комплексы и танки. Их последняя публичная сделка, заключенная летом 2019 года, была контрактом на 350 миллионов долларов на 12 учебно-боевых самолетов.

В меньших масштабах постепенно наращивал закупки российского оружия и привлекал российских военных специалистов для строительства аэродрома соседний Лаос. В следующем месяце лаосские войска будут участвовать в учениях по борьбе с терроризмом на Дальнем Востоке России — второй раз, когда военнослужащие этих двух стран тренируются вместе, и впервые — на территории России.

В 2018 году лаосский лидер Тонглун Сисулит заявил, что «все, что есть в вооруженных силах Лаоса, связано с Россией».

В последнее же время самым заметным клиентом России стала Мьянма.

С 2010 по 2019 год Россия продала Мьянме оружия примерно на 807 миллионов долларов, уступив только Китаю с его результатом в 1,3 миллиарда долларов. В январе Россия согласилась поставить Янгону зенитные ракетные комплексы, беспилотные летательные аппараты и радиолокационное оборудование.

Во главе усилий Мьянмы по приобретению все большего количества российской военной техники стоял никто иной, как Мин Аунг Хлаинг, чей визит в Россию в июне стал его седьмой поездкой в Москву за последнее десятилетие.

Помимо покупки оружия, генерал сообщил в прошлом году российской газете о том, что более 6000 офицеров из Мьянмы прошли подготовку в российских военных учебных заведениях. «Офицеры, которые учились в России, говорят по-русски, знакомы с вашими технологиями и имеют хорошие перспективы карьерного роста у нас», — сказал он.

Связи между двумя сторонами только усилились после того, как 1 февраля силы генерала свергли избранное правительство Аунг Сан Су Чжи. Россия выступила против попыток Запада ввести новые санкции против режима Мьянмы. В результате переворота были убиты сотни диссидентов.

В конце марта заместитель министра обороны России Александр Фомин стал первым высокопоставленным иностранным должностным лицом, посетившим Мьянму после захвата власти военными. В мае генерал ВВС Мьянмы Маунг Маунг Чжо возглавил военную делегацию в Москву для участия в выставке вертолетов. Независимое информационное агентство Мьянмы Irrawaddy сообщило, что делегация обсуждала «20 крупных проектов, включая закупку вооружений и военной техники».

В то время как критики обвиняют Россию в легитимизации военного правительства Мьянмы, Москва заявляет, что вносит свой вклад в поддержку пяти пунктов единого согласованного подхода АСЕАН к прекращению кризиса. «В наших контактах с лидерами и военным руководством Мьянмы мы продвигаем позицию АСЕАН, которую, на наш взгляд, следует рассматривать как основу для разрешения этого кризиса и восстановления „нормальности"», — заявил на прошлой неделе в Индонезии министр иностранных дел Сергей Лавров.

Однако вопрос о том, насколько оружие превращается в реальное влияние, остается пока предметом споров.

Хотя вооружения и могут быть «козырной картой», как утверждает Мосяков, нельзя отрицать, что показатели торговли и инвестиций России с АСЕАН значительно уступают показателям США, Китая, Японии и Европы.

По крайней мере некоторые страны Юго-Восточной Азии опасаются американских санкций в отношении российского оборонного сектора из-за ее политики в отношении Украины и предполагаемого вмешательства в американские выборы. В частности, сообщается, что Индонезия отказывается от планов покупки российских истребителей Су-35, в то время как покупка Филиппинами российских вертолетов, очевидно, тоже находится на грани срыва.

Тем не менее, Коллин Ко говорит, что некоторые здешние военные уже настолько привязаны к российскому военному снаряжению, что заменить его почти невозможно. «Некоторые государства-члены АСЕАН будут продолжать до некоторой степени обходить или даже полностью игнорировать политику санкций».

Между тем, пандемия коронавируса создает для России возможность продемонстрировать, что она может предложить региону гораздо больше, чем самолеты и вертолеты.

Многие страны Юго-Восточной Азии обратились к российской вакцине «Спутник V». Вьетнам, Лаос, Мьянма и Филиппины зарегистрировали вакцину «Спутник V», который, как похвастался президент России Владимир Путин, «надежна, как автомат Калашникова».

Данные испытаний, опубликованные в медицинском журнале Lancet в этом году, показали, что эффективность «Спутника V» составила 91,6%. Американские вакцины Pfizer и Moderna — единственные, у кого эффективность тоже больше 90%.

Сообщается, что Индонезия и Россия изучают возможность совместного производства вакцин на территории архипелага, а Таиланд заявил в апреле, что Путин лично пообещал организовать поставки российской вакцины в страну. Малайзия также заказала 6,4 миллиона доз, хотя ее регулирующий орган еще не утвердил российский препарат.

Конечно, Россия должна еще обеспечить поставки заказанной вакцины. Официально Вьетнам пока получил в подарок от России только 1000 доз. Но местные СМИ сообщили, что государственная компания Vabiotech может быть готова расфасовывать «Спутник V» уже в этом месяце, планируя выпускать до 5 миллионов доз в месяц. Vabiotech сообщает, что 28 июня получила полуфабрикаты вакцины, но готовые формы еще должны будут быть отправлены в Россию для проверки.

Мин Аун Хлайн заявил в прошлую пятницу, что с этого месяца в Мьянму поступят 2 миллиона доз «Спутник V». По сообщению государственного информационного агентства, в конце прошлой недели Филиппины получили дополнительно 170 000 доз, помимо уже предоставленных 180 000.

Один эксперт заявил, что, если Россия хочет серьезно повысить свой имидж в регионе, то проекты по поставке сюда «Спутника V» будут хорошим началом.

«Я думаю, что „Спутник V" дал множеству правительств и отдельных лидеров в Южной и Юго-Восточной Азии, которые ранее не имели большого опыта в отношениях с Россией, отличный сигнал в отношении возможностей российской медицины и торговли», — сказала Крис Девоншир-Эллис, партнер-основатель Dezan Shira. & Associates, консультационной фирмы, работающей с инвесторами по всей Азии.

«Успешный продукт, поставленный в соответствии с контрактами и на разумных условиях, повысит узнаваемость, доверие и даже дружбу, то есть укрепит то, что может явиться российской „мягкой силой"».

Помимо «Спутника V», Россия, возможно, нашла еще один инструмент для поднятия своего имиджа в ЮВА: блок свободной торговли Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Основанный в 2015 году как ответ Кремля Европейскому союзу, ЕАЭС состоит из России, Казахстана, Беларуси, Армении и Кыргызстана — совокупного рынка с населением 183 миллиона человек и валовым внутренним продуктом в 5 триллионов долларов.

Вьетнам стал первой страной, подписавшей соглашение о свободной торговле с ЕАЭС в 2015 году. Следующим стал Сингапур в 2019 году. Министр торговли Индонезии Мухаммад Лутфи недавно объявил о планах вхождения страны в зону свободной торговли с ЕАЭС в сентябре этого года.

Данные Федеральной таможенной службы России показывают, что товарооборот с Вьетнамом вырос до 5,7 миллиардов долларов в 2020 году с 3,9 миллиардов в 2015 году, т.е. на 46%. Девоншир-Эллис заявила, что ЕАЭС привлекает страны Юго-Восточной Азии, поскольку предлагает им относительно большой рынок, но вряд ли направит им поток дешевых товаров.

«Следует помнить, что сам ЕАЭС не так конкурентоспособен и объемен, как, например, Европейский союз, — сказала опытный эксперт в азиатских делах. —Хотя Россия является крупным производителем и крупнейшим членом ЕАЭС, у нее нет такого массового экспорта конкурентоспособной продукции, который пугает так много малых и средних стран, когда речь идет о свободной торговле с Китаем».

Девоншир-Эллис добавила, что для экспортеров из Юго-Восточной Азии Россия также является удобным транспортным маршрутом в Европу и Среднюю Азию. Доставка товаров в Европейский Союз через Владивосток позволяет сократить время доставки на 50% по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

Еще предстоит увидеть, насколько комфортно будут чувствовать себя государства АСЕАН с более тесными связями с Россией. Когда ISEAS в конце 2019 года опросил более 1300 экспертов по всему АСЕАН о предпочтительной «третьей стороне» для сокращения рисков в условиях соперничества США и Китая, подавляющее большинство голосов получили Япония и ЕС — 38,2% и 31,7% соответственно. Россия отдали голоса только 6,1% опрошенных, хотя более популярной она оказалась в Лаосе — 26,1% и Мьянме — 10,2%.

Тем не менее, у АСЕАН и России есть «Комплексный план действий» по сотрудничеству во всем — от безопасности и умных городов до здравоохранения и управления стихийными бедствиями — на период с 2021 по 2025 год.

Коллин Ко из NTU сказал, что некоторые страны Юго-Восточной Азии давно надеялись на более активное участие России в делах региона.

«Россия, безусловно, могла бы сыграть здесь более важную роль, поскольку она по-прежнему является крупной державой и действительно может стать потенциальным тяжеловесом для ряда тех стран Юго-Восточной Азии, которые не хотят задаваться тяжелым вопросом: кого им выбирать — США или Китай — в условиях их противостояния», — сказал Ко.

«Лучше иметь в регионе больше игроков, чем меньше, поэтому роль России, безусловно, очень важна».