Джефф Безос (Jeff Bezos) больше других миллиардеров похож на рептилию. В его сердце никогда не было ни капли теплой крови. Несмотря на все связи с широкой публикой, которые можно купить за деньги, дискомфорт, который он испытывает от нормальных человеческих эмоций, проявляется каждый раз, когда он вынужден кривить лицо в неловкой и недоброй улыбке. Кажется весьма вероятным, что, как только он попадет в космос, он снимет со своей лысой головы кожу, как существа из минисериала «Ви» (V), и воскликнет, обращаясь к своим собратьям-инопланетянам: «Ну, вот я и вернулся!».
Мало кто в истории может сравниться с ним в том, что касается безучастной способности одновременно накапливать фантастические горы денег и при этом не проявлять никакого желания даже сделать вид, что он хотя бы думает о высшем благе. Столетие назад Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie) нанимал частные армии, чтобы громить и расстреливать своих работников, когда те объявляли забастовку. Но при этом ему хватило здравого смысла построить множество публичных библиотек, чтобы создать видимость наличия у него некоторых положительных качеств. У Безоса на благотворительном счету пока ничего нет. Его затуманенный логистикой мозг никогда не мог постичь детсадовскую истину: «кому много дано, с того много и спросится». За один год его бывшая жена сделала больше для филантропической благотворительности, чем сам Безос за последние четверть века. Это убедительная демонстрация того факта, что, если вы хотите, чтобы состояние Безоса принесло какую-нибудь пользу, первое, что необходимо сделать, это отобрать его у Джеффа Безоса.
Самое показательное из высказываний богатых людей за последнее десятилетие прозвучало из уст Безоса в 2018 году, когда он сказал интервьюеру: «Единственный видимый для меня способ развернуть этот большой финансовый ресурс, — конвертировать мою прибыль от „Амазон" (Amazon) в космические путешествия. Вот в принципе и все». Я восхищаюсь неподдельной и явной бесчеловечностью, которую демонстрирует это высказывание. Что бы вы сделали с 200 миллиардами долларов? Лечили бы болезни? Покончили бы с голодом? Искоренили бы нищету во всей стране? Нет. Постройте множество космических ракет! Я просто не вижу другого способа вытащить все эти тяжелые золотые слитки из моего личного хранилища.
Если учесть, что это говорит человек, у которого в кабинете пуленепробиваемое стекло и который платит за личную безопасность семизначные суммы, эти слова кажутся довольно неискренними. Я уверен, что, если оставить всю эту наличность в незапертой комнате открытой для публики, можно избавиться от нее весьма успешно и без проблем. Представление о Безосе как о человеке-ящерице, неспособном испытывать человеческие эмоции, это вообще-то самая великодушная интерпретация его поведения. Боюсь, что его истинные мотивы более зловещи.
Чрезвычайно богатые люди, в основном, пришли к выводу, что все продается. А потому единственное, с чем они не могут смириться, это когда им говорят, что они не могут что-то купить. И как только вы купите все остальное, самым заманчивым призом станет сама жизнь. Именно поэтому миллиардеры так зациклены на финансировании технологий для продления своей собственной жизни. Трудно потратить все эти миллиарды всего за 100 лет жизни на Земле. Зачем отдавать свое состояние другим, если вместо этого вы могли бы увеличить количество лет, которые у вас есть, чтобы наслаждаться своим собственным отвратительным богатством, стать «мозгом в колбе», бесконечно стимулируемым полчищами слуг, которые существуют только для вашего собственного удовольствия, исключительно важного для вас?
Неслучайно самые богатые люди Америки финансируют новую космическую гонку. Ими движет не любовь к технологиям и даже не вера во вселенную как в возможность для бизнеса. Давайте называть вещи своими именами: они строят планы, как убраться отсюда к чертовой матери, на более обильные пастбища. У каждого приличного миллиардера в каждом доме есть бронированная комната для побега и вертолет, который по первому требованию заберет хозяина с любой тонущей яхты. Точно так же и здесь они рассчитывают, что у них будет способ покинуть Землю, если здесь дела пойдут плохо. Это может показаться абсурдным нам, маленьким людям, не обладающим образом мышления, настроенным на достижение сверх-успеха, нам, которые смирились с тем, что наша судьба связана с судьбой этой планеты. Но это полностью соответствует тому образу мышления, который вообще побуждает людей становиться миллиардерами. Надвигающаяся катастрофа, связанная с изменением климата, для миллиардеров вовсе не является поводом для того, чтобы объединиться с бедными и признать, что наши судьбы связаны с судьбами всех живых существ. Это скорее знак того, что пришло время создавать межпланетный корабль, на котором можно будет покинуть Землю и спастись.
Вот что, друзья мои, имел в виду Джефф Безос, когда сказал, что деятельность его аэрокосмической компании — это «самая важная работа, которую я выполняю». Он и его коллеги-миллиардеры, зацикленные на космосе, точно такие же, как богачи на борту «Титаника», которые, поняв, что корабль тонет, отталкивали других, чтобы прыгнуть в спасательные шлюпки. Публика глазеет и улыбается при виде крутого зрелища, наблюдая за взлетающими космическими туристами. На самом же деле мы являемся свидетелями репетиции осуществления плана бегства — абсолютного облачения в материальную форму концепции эгоизма, воплощенной в жизнь в виде феерического огненного зрелища.
Когда Безос объявил, что отправляется в космос, многие шутили, что ему надо там остаться. Ни в коем случае. Его нужно вернуть на Землю любой ценой. Проблемы мира, от которых он бежит, были созданы такими же богатыми людьми, как и он. Мы не дадим им так легко сбежать от нас.