Возможно, в ближайшие годы Германия удвоит импорт российского природного газа. США согласились на то, чтобы «Северный поток — 2», спорный газопровод, проходящий по дну Балтийского моря, был достроен. Украина протестует, а Владимир Путин весьма удовлетворен — его геополитическое влияние в Европе только усилится.
Соглашение по «Северному потоку — 2» было достигнуто во время визита немецкого канцлера Ангелы Меркель в США на прошлой неделе, когда она встретилась с президентом Джо Байденом. Белый дом подает эту договоренность как компромисс, но критики считают его скорее решающей уступкой со стороны США.
США противились строительству «Северного потока — 2» еще во времена Дональда Трампа, и Байден продолжил тот курс. Аргументировалось это тем, что новый газопровод может усилить зависимость Европы от российских энергетических ресурсов.
Украина и Польша тоже отчаянно сопротивляются строительству «Северного потока — 2». Эти страны видят в проекте угрозу своей национальной безопасности, опасаясь, что россияне, как неоднократно бывало ранее, превратят газ в политическое оружие, урезая поставки энергии и пользуясь тем, что теперь можно обойтись без украинских и польских трубопроводов.
Германия настаивала, что на остановку строительства газопровода она не пойдет. На карту поставлены слишком большие экономические интересы. Меркель старалась добиться, чтобы на 98% завершенный проект был достроен до ее ухода в сентябре.
А вот почему передумал Байден, сказать труднее. Белый дом по-прежнему утверждает, что «Северный поток — 2» — плохая для Германии и Европы сделка. Но попытки принудить Берлин разорвать договоренность по газопроводу и вообще дальнейшие споры с Германией на пользу основным интересам США не идут.
Это, конечно, совершенно не успокаивает Польшу и Украину. Их министры в совместной ноте протеста заявили, что решение Байдена перестать чинить препятствия газопроводу «создало дополнительные политические, военные и энергетические угрозы для Украины и Центральной Европы в целом, а также увеличило возможности России оказывать деструктивное влияние на безопасность в Европе и углубило разногласия между государствами — членами НАТО и ЕС».
По информации Кремля, в среду Путин в телефонном разговоре с Меркель воздал должное немцам за их «последовательную приверженность» реализации «Северного потока — 2», проекта, по словам российского президента, исключительно коммерческого и направленного на укрепление энергобезопасности Германии и Евросоюза.
Байден попытался немного утешить Украину после этой внезапной оплеухи: когда появилась информация о немецко-американском соглашении, Белый дом сообщил, что президент США примет украинского коллегу Владимира Зеленского в Вашингтоне 31 августа.
Белый дом дал понять, что к этой встрече следует отнестись как к «подтверждению нерушимого стремления США поддерживать суверенитет и территориальную неприкосновенность Украины перед лицом непрекращающейся агрессии России в Донбассе и Крыму».