Несмотря на ухудшение двусторонних отношений и вне зависимости от исхода выборов в Германии, взаимоотношения между Россией и Германией не изменятся. Глубинные структурные силы обеспечат сохранение этих отношений в режиме «ни друзья, ни враги».
Насколько существенно изменятся отношения России с Европой и с ее самой влиятельной и мощной страной Германией после немецких выборов 2021 года? Они изменятся очень мало, что весьма примечательно. Здесь будут и дальше действовать два важных фактора. Во-первых, Германия останется основной собеседницей России по европейским делам. А во-вторых, хотя ведомая Германией Европа не станет для России врагом, существенного улучшения отношений ожидать не стоит, так как это нереально. Вне зависимости от исхода выборов в Германии, на отношения ФРГ и РФ влияют более глубокие системные силы, которые обеспечат сохранение двусторонних отношений в том же виде, в каком они существуют сегодня.
Когда заходит речь о Европе, сразу возникает старая киссинджеровская проблема: «Кому звонить, если нужно поговорить с Европой?» Надо сказать, что у европейских стран разные взгляды на Россию. Ведущие страны Европы Германия и Франция хотят осуществить перезагрузку отношений с этой страной. Италия и Австрия в еще большей степени готовы к ведению дел с Россией. В отличие от них, Британия после Брексита называет Москву главной угрозой, и эту точку зрения разделяют многие бывшие советские сателлиты из Восточной Европы, такие как Польша, Румыния и прибалтийские государства. А вот венгерский премьер-министр Виктор Орбан держит двери открытыми для Владимира Путина.
Вдобавок ко всему, Россия предпочитает принципу многосторонних отношений через Евросоюз двустороннюю дипломатию с отдельными странами Европы. Думаю, это происходит потому, что стратегия России издавна сконцентрирована на силовой политике, что отличает ее от мирной многосторонней Европы эпохи постмодерна. (Так в тексте. На самом деле Россия с 1980-х годов пыталась построить хорошие отношения с Евросоюзом, но ЕС постоянно объявлял РФ угрозой. Что же касается «мирного» характера Европы сегодня, стоит вспомнить, что члены ЕС участвовали в агрессиях против Ирака, против Югославии и против Ливии — прим. ред.). Следовательно, как самая крупная европейская экономика и как самый влиятельный член Евросоюза, Германия и впредь будет для России важнейшим партнером в Европе. Но при этом доверие между Европой и Россией в последние годы ослабло. Украинский кризис, отравление Россией бывшего российского разведчика Сергея Скрипаля в Британии в 2018 году, жестокое обращение России с деятелем ее собственной оппозиции Алексеем Навальным, а также утверждения Чехии о подрыве российской разведкой чешского склада оружия в 2014 году — все эти темы останутся кровоточащими ранами. Главный дипломат Евросоюза Жозеп Боррель недавно предупредил об ожидаемом ухудшении отношений с Россией.
Несмотря на свертывание связей, и вне зависимости от исхода выборов в Германии, взаимоотношения между Москвой и Берлином не изменятся. Глубинные структурные силы обеспечат сохранение этих отношений в режиме «ни друзья, ни враги». Зависимость немецкой энергетики от российского газа станет гарантией того, что Германия воздержится от ненужной враждебности с этой страной. В 2019 году 50% газового импорта Германии приходилось на Россию. Сооружение трубопровода «Северный поток — 2» по дну Балтийского моря еще больше усилит такую зависимость. Немецкая партия зеленых раскритиковала этот проект. Однако Германия пообещала к 2045 году стать углеродно нейтральной, до нуля сократив выбросы углекислого газа. Российский газ наилучшим образом поможет ей выполнить это обязательство, поскольку остается еще 24 года (а значит, и 24 зимы), в течение которых Германии надо будет отапливать свои дома. А готовность администрация Байдена закрыть глаза на «Северный поток — 2» укрепит Германию в ее стремлении следовать нынешним половинчатым курсом.
А еще есть проблемы безопасности. Будучи ведущей страной ЕС, Германия должна стабилизировать союз, которому приходится очень непросто в условиях кризиса еврозоны и пандемии covid-19. В этих целях Берлину понадобится если не дружба с Россией, то хотя бы относительное спокойствие на восточных границах Европы, чтобы можно было заняться наведением порядка в европейском доме. Германия также не желает вкладывать большие средства в вооруженные силы для сдерживания России. Если бы ФРГ спрашивали о ее желаниях, она предпочла бы по-прежнему полагаться на американские гарантии безопасности в рамках НАТО и сохранение статус-кво. Правда, Германия также не может и улучшить отношения с Россией из-за мощного противодействия восточных членов ЕС, которые наложили вето на предложение Франции и Германии о проведении саммита Россия-Евросоюз. Так что Германия будет стараться сделать так, чтобы ее собственные отношения с Россией и связи Россия — ЕС не стали враждебными; однако в данный момент Германия не в состоянии эти отношения улучшить.