Договор канцлера Ангелы Меркель и американского президента Джо Байдена, подписанный на прошлой неделе, позволил сторонам зарыть топор войны в том, что касается спорного газопровода «Северный поток — 2». С одной стороны, это хорошая новость, поскольку придает больше уверенности и делает более предсказуемыми поставки российского газа в Германию, а значит, и в Европейский Союз.
Это очевидное, но все же единственное преимущество. Минусов намного больше. Во-первых, точно усилится европейская зависимость от поставок российских энергоносителей. Во-вторых, Украина чувствует себя преданной, поскольку транзит через ее территорию станет, в общем-то, ненужным или по крайней мере второстепенным. По той же причине американо-немецкий договор критикует и Польша, да и Европейскому Союзу он формально не по душе.
Соединенные Штаты долго выступали против проекта «Северный поток — 2» и старались убедить Германию отказаться от него. Теперь президент Байден изменил свою позицию, по-видимому, уступив реальности, так как газопровод уже почти готов, и вряд ли кто-то может помешать немцам его закончить. Поэтому Байден добился от Меркель хотя бы устных обещаний оставить Украину транзитной страной после 2024 года, когда завершится срок действия текущего договора с Россией о поставках газа (в прошлом году он принес киевскому правительству доход в размере 2,11 миллиардов евро). На пресс-конференции Меркель сказала, что в телефонном разговоре с российским президентом Владимиром Путиным настаивала на том, чтобы газ и впредь поступал через Украину. «Нельзя пользоваться „Северным потоком — 2" как рычагом давления на Украину», — сказала Меркель, подчеркнув, что в противном случае придется подумать о новых санкциях против России. «Мы не совсем уж безоружны», — отметила она.
Поскольку через территорию Украины и Польши проложены трубопроводы, по которым поступают российские энергоносители, они, конечно, потеряют доходы и часть своего влияния на Россию, которой необходимо продавать газ (и нефть) в Европу во имя выживания собственной экономики. Киев был крайне разочарован результатом визита Меркель в Белый дом и формально потребовал переговоров с Европейской комиссией и немецким правительством, опираясь на договор об ассоциации с ЕС. Министры иностранных дел Украины и Польши опубликовали резкое заявление. В нем говорится, что решение Байдена «создало политическую, военную и энергетическую угрозу для Украины и Центральной Европы, расширило возможности России дестабилизировать ситуацию в Европе и усугубило противоречия между странами-членами НАТО и Европейского Союза».
Хаотичная политика Берлина
Немцы настаивают на втором газопроводе, проложенном по дну Балтийского моря, в частности, из-за хаотичной энергетической политики Берлина. Закрытие атомных электростанций ведет к повышению нагрузки на угольные станции, а это полностью противоречит всем императивам «Европейского зеленого соглашения». Возобновляемые источники не панацея, и поэтому Германия полагается на газ как на переходный источник энергии, прежде всего для выработки электричества и теплоснабжения, кстати, как и Чехия. Но условия строительства и эксплуатации газопроводов такие, что все козыри оказываются в руках у России, которая сможет решать, отправлять ли в Европу газ, и если да, то куда.
Германия обещала, что в сентябре назначит специального представителя, который вступит с Россией в переговоры о продлении транзитного договора с Украиной до 2034 года. Его задача — убедить Москву взять на себя обязательства и выплатить к тому моменту Украине 20 миллиардов долларов вне зависимости от того, будет ли газ поставляться через ее территорию или нет. Также появится «зеленый фонд» для Украины, в который сначала перечислят 175 миллионов евро, а впоследствии частные источники внесут туда еще миллиард. Так Украине помогут ускорить энергетическую трансформацию и снизить зависимость от российских энергоносителей.
Общеевропейских интересов не существует
Немецко-американский договор вызвал у Брюсселя неоднозначную реакцию. Запускать новый и очень спорный газопровод в момент, когда Европейская комиссия настаивает на скорейшем отказе от ископаемых видов топлива, не лучшая идея. Но в комиссии подчеркнули, что строительство газопровода не нарушает европейского права, а значит, формально она не может ничего с ним поделать. Представители Европейской комиссии не нашли вразумительного ответа на вопрос, почему одна страна-член, пусть даже самая большая, сама решает такой важный вопрос, как энергетическое будущее ЕС, а значит, влияет на безопасность всех остальных его членов. «Как вы знаете, проект „Северный поток — 2" не соответствует общеевропейским интересам», — заявил представитель Европейской комиссии Тим Макфи. Но если газопровод введут в эксплуатацию, «он должен работать прозрачно, без дискриминации, с надлежащим регулирующим надзором и в соответствии с международным и европейским правом».
Газопровод взволновал не только Европу, но и США. Байден и Меркель, или ее преемнику, придется приложить немало усилий, чтобы успокоить критиков. Многие политики в ЕС заняли жесткую позицию, и поэтому, как ни парадоксально, договор способствовал тому, что Германии и Франции теперь будет труднее отстаивать диалог с Россией. Еще в июне на саммите ЕС Меркель и Эммануэль Макрон предложили вступить в прямые переговоры с президентом Путиным, но отклика не нашли. Большинство стран Европейского Союза полагают, что из-за поведения Кремля это недопустимо. После одностороннего завершения «Северного потока — 2» без надлежащих консультаций с остальными находить поддержку для подобных идей станет еще сложнее.