Когда Ангела Меркель прибыла в Вашингтон с, вероятно, последним визитом в качестве федерального канцлера Германии, американский президент сделал ей неожиданный подарок. Взбудоражив весь Конгресс, он отменил санкции, которые не давали достроить «Северный поток — 2», газопровод из России в Германию, проложенный по дну Балтийского моря.
Чего-то подобного ожидали многие, но удивление все же было велико.
Как писал Грундтвиг в песне о короле Скьёльде, «добрые плакали, а злые смеялись».
На первый взгляд было похоже, что Байден склонился перед российским президентом Владимиром Путиным. Настолько, что если бы нечто подобное сделал его предшественник Дональд Трамп, этот публицист, как и многие другие, мог бы заявить: вот еще одно доказательство, что Трамп у Путина в кармане. Байдену тоже следует ожидать битвы в Конгрессе, когда он вернется домой с летнего отдыха, ведь подавляющее большинство конгрессменов требовали новых санкций, а вовсе не отмены старых.
Но это сделал Джо Байден, а не Трамп, так что все изо всех сил выдумывают объяснения и ищут в происходящем что-нибудь хорошее. А это непросто, и надо обратить внимание на ряд важных моментов. Прежде всего, Путин и Газпром вовсе не получили карт-бланш, чтобы разделять и властвовать в европейской энергетической политике. А нам теперь надо сделать все, чтобы найти способ превратить «Северный поток — 2» в пиррову победу Москвы.
После многочисленных задержек «Северный поток — 2» наконец-то почти достроен. Долгое время потребовалось на получение разрешения от датских экологических организаций, а потом американские санкции почти полностью остановили строительные работы.
Проект чрезвычайно дорогостоящий, и это сложно объяснить одними только экономическими причинами. Уже действуют крупные наземные трубопроводы, которые в свое время тоже становились камнем преткновения между Европой и США.
Но Германия стояла на своем, пусть это дело и превратилось в камень у нее на шее. Германия отказалась от атомной энергии и угля и теперь опасается, что ей не хватит газа. А щедро оплачиваемое пророссийское лобби в Германии во главе с бывшим канцлером Герхардом Шрёдером решительно вступается и за Путина, и за Газпром.
И вот газопровод выведен на берег. Что дальше?
Теперь важно, чтобы ЕС следил за выполнением обещаний Германии, которая заверяет, что будет делиться газом с соседями, особенно странами Балтии и Польшей, чтобы те не попали в энергополитический тупик. Также важно проконтролировать, чтобы Германия выполнила и обещание, данное в Вашингтоне, — обезопасить Украину.
Можно было бы возразить, что в долгосрочной перспективе для Украины не слишком хорошо зависеть от доходов за счет транзита газа, так что на самом деле перемены, вероятно, будут к лучшему.
Еще один важный момент — как можно скорее достроить газопровод из Норвегии в Польшу. В Дании есть несколько больших складов с трубами, которые лежат и ждут там своего часа, пока решается проблема с мышами, обеспокоенных строительством трубопровода. Итак…
Отчасти «Северный поток — 2» вызывает и беспокойство в области политики безопасности. Грозит ли Европе зависимость от российского природного газа? Сможет ли Москва снова сделать так, как уже делала раньше, — перекрыть кран, когда захочет оказать давление на европейцев в случае напряженности?
Необходимо создать такие условия, в которых эти вопросы повернутся вспять. Это у европейцев должна быть возможность перекрыть кран, когда понадобится надавить на Россию.
Целью американских санкций было наказать Путина за войну на Украине и оккупацию Крыма, а также убийства и покушения на политических противников. Санкции явно оказались не слишком эффективными.
Но появятся альтернативные источники энергии. Новые ее разновидности. Новые поставщики, в том числе сжиженного газа из США и других стран. Все это в совокупности поможет снизить угрозу зависимости от российского газа.
Общая энергетическая политика Европы тоже могла бы оказать давление на россиян на газовом рынке, ведь газ — один из главных источников финансирования российской экономики, которой сейчас приходится нелегко.
Теперь надо мыслить творчески. Вспомните продолжение песни о короле Скьёльде: «Где нет оград, растут лишь шипы».