Российский премьер Михаил Мишустин только что совершил рабочую поездку на северные территории (так в Японии называют российские острова южнокурильской группы — прим. ред.). В частности, он посетил крупнейший среди них остров Итуруп. Второе лицо в системе российской власти совершает визит сюда через два года после того, как в 2019 году здесь побывал тогдашний премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Японская стороны требовала от Российской воздержаться от этого визита, и даже вызывала посла России в Японии для вручения ему ноты протеста (японский протест российскими властями принят не был — при. ред.).
Действия России по демонстрации своего «фактического контроля» над северными островами осложняют японско-российские отношения.
Премьер Мишустин осмотрел ряд предприятий на Итурупе, посетил местную больницу, проинспектировал новые водоочистные сооружения на острове. Во время поездки он обнародовал имеющиеся у российской стороны планы создать на северных островах свободную таможенную зону для активизации привлечения в их освоения иностранных инвестиций, в том числе американских, западноевропейских и японских.
Таким образом, Россия в одностороннем порядке «хитро» завлекает иностранные капиталовложения третьих стран в экономику северных островов без согласия Японии. Нельзя исключать того, что такие односторонние действия могут осложнить решение территориальной проблемы.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что таким образом российский президент Путин явно старается проводить свою линию на «оставление в стороне» переговоров с Японией по территориальной проблеме. Отправляя премьера Мишустина в поездку по Дальнему Востоку, он попросил его «обратить особое внимание» на Курилы, заранее положительно оценив предложения российского правительства по их экономическому развитию, в том числе и путем создания здесь особой экономической зоны.
В настоящее время явно «пробуксовывает» вопрос о создании такой правовой системы, которая дала бы возможность продвигать согласованные в 2016 году премьером Абэ и президентом Путиным планы совместного экономического освоения северных территорий без взаимного ущемления правовых позиций сторон по ним.
Нынешняя поездка российского премьера на Курилы заставляет задаться вопросом о том, не стремится ли Россия повернуть к своей выгоде японско-российские переговоры по островам, которые она так хочет активно развивать?
Как известно, в сентябре в России пройдут выборы в Госдуму. Нельзя исключать, что подчеркивая свою неуступчивость в вопросе возврата северных территорий Японии, нынешняя российская власть преследует цель получения дополнительных очков на этих выборах.
Необходимо признать, что в результате ряда последних шагов Путина, японское правительство, которое преследует цель разрешения территориальной проблемы с Россией, оказалось в весьма сложном положении. В ноябре 2018 года Абэ и Путин договорились об ускорении японско-российских переговоров по мирному договору на основе Совместной советско-японской декларации 1956 года, по которой после подписания мирного договора Россия передает Японии два острова — Хабомаи и Шикотан. Таким образом, фактически Япония сменила свою изначальную позицию на возврат всех четырех островов в сторону получение только двух из них.
Однако в прошлом году в Конституцию России были внесены поправки, которые однозначно запрещают всякое отчуждение российских территорий.
В результате этих обстоятельств вокруг переговоров с Россией по территориальной проблеме резко усилилась неопределенность.
Власть Путина, ужесточая свою позицию в отношении Японии по территориальному вопросу, в то же время испытывает к ней интерес в плане экономического сотрудничества, ясно осознавая те фактические различия, которые существуют в японских подходах к западным экономическим санкциям, например, по Украине.
Так что перед администрацией премьера Суги стоит сложная задача: правильно оценить последние российские предложения и действия в плане поиска в них «ниточки» к разрешению стоящих на пути японско-российских отношений проблем.