Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Asharq Al-Awsat (Саудовская Аравия): Сирия Асада и пределы победы

© РИА Новости Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанкАкция в поддержку президента Сирии Б. Асада
Акция в поддержку президента Сирии Б. Асада - ИноСМИ, 1920, 29.07.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Асад заявил, что главная задача, стоящая перед Сирией, – восстановление суверенитета путем освобождения от террористов и их «турецких и американских спонсоров». Он рассчитывает на помощь России и ее экономическую поддержку, но ее действия вызывают вопросы. Какие именно – читайте в статье.

В речи президента Башара Асада по случаю победы на президентских выборах и переизбрания на четвертый семилетний срок он объяснил кризис в своей стране отсутствием ценностей, отметил неоправданность расчетов вражеских сил, напавших на сирийское государство, и призвал «обманутых» вернуться на родину. Что касается охватившего Сирию тяжелого экономического кризиса, то, по словам президента, он связан с тем, что от 40 до 60 миллиардов долларов сирийцев по-прежнему заморожены в ливанских банках. В качестве главной задачи, стоящей перед страной на следующий период, он обозначил восстановление государственного суверенитета путем окончательного освобождения сирийской территории от террористов и их турецких и американских спонсоров. В связи с этим Асад отдал дань каждому сирийцу, сопротивляющемуся иностранным силам на оккупированных территориях. Наконец, он отметил вклад союзников (Россия и Иран) и необходимость не оставаться в стороне от главных для арабского мира вопросов, среди которых на первый план выходит палестинская проблема.

Речь полна посланий, адресованных как внутренним, так и внешним силам, и дает представление о произошедших в стране за последнее десятилетие событиях и будущих задачах. Возможно, наиболее значимая ее часть заключается в том, что Сирия не заинтересована в политическом урегулировании под эгидой Организации Объединенных Наций в соответствии с резолюцией 2254 и Женевским коммюнике 2012 года. Оба документа определяют, что необходимо для урегулирования кризиса. Это разработка новой конституции при участии всех сирийцев и формирование переходной властной структуры. За ними должны последовать президентские и парламентские выборы и, как следствие, формирование нового правительства, функционирующего по демократическим принципам. Данный план, как предполагалось, представляет всеобъемлющее решение по выводу страны из кризиса и созданию новой Сирии, примирившейся с собой и другими странами.

В то же время он не решает проблему вмешательства иностранных сил и наемников всех видов и не указывает, как положить конец их незаконному присутствию. Это дает внешним силам пространство для маневра и захвата большой части сирийской территории. При этом следует учитывать один важный момент — они исключены из процесса политического урегулирования, хотя имеют значительное на него влияние. 

Президентские выборы, организованные сирийским правительством, в которых, как и ожидалось, одержал победу Башар Асад, набрав не менее 95 процентов голосов, не имеют ничего общего с планом ООН. Как известно, крупные страны во главе с Соединенными Штатами его поддерживают, а Китай, Россия и другие, хоть и участвовали в принятии международной резолюции 2254, но в действительности ее отвергли. Кроме того, Вашингтон выдвигает еще одно условие — привлечение к ответственности всех, кто участвовал в преступлениях против человечности в Сирии, грубо нарушая права человека. Цель — наказать президента Асада и лиц из его окружения за неоднократное применение химического оружия, в результате чего погибли мирные жители. 

Последние два месяца об этом часто говорит госсекретарь США Энтони Блинкен, руководящий международными усилиями по продлению механизма доставки гумпомощи через пограничные переходы с Турцией, неконтролируемые сирийскими властями. 16 июня президенты Путин и Байден встречались в Женеве и достигли договоренности по данному вопросу. 

Сирийская политика, фактически препятствующая международному урегулированию, направлена на закрепление частичной победы с помощью внешних союзников. Она ставит перед собой цель завершить процесс освобождения страны и изгнать иностранные державы, выражая намерение вернуться в Лигу арабских государств, и оставляет своему главному союзнику — России — возможность решить данный вопрос. Москва действительно принимает серьезные меры для достижения данной цели и тем самым планирует придать легитимность победившей Сирии и избранному президенту, открывая прежде закрытые двери для получения страной экономической поддержки и помощи в деле послевоенного восстановления. 

Действия России в координации с Дамаском, направленные на возобновление членства Сирии в Лиге арабских государств, вызывают три замечания.

Во-первых, можно было бы предположить, что членство в данной организации будет способствовать сокращению иранского влияния с одной стороны и прекращению турецких интервенций в Северной Сирии — с другой. Хотя нет серьезных оснований, что правящая элита в Дамаске на самом деле стремится ограничить иранское влияние, нормализация отношений с арабским миром будет тому способствовать, пусть и постепенно. Сам президент Асад отдает дань Ирану как сильному союзнику, внесшему вклад в победу Сирии, что все-таки ставит под сомнение обоснованность вышеупомянутой гипотезы.

Во-вторых, множественные усилия Москвы, как например, мартовский визит министра иностранных дел Лаврова в Египет, Эмираты и Катар, казалось, должны изменить существующий баланс в Лиге арабских государств в отношении этой проблемы. Так, если одни страны поддерживают идею возобновления членства Дамаска (Алжир, Ирак, Ливан и Иордания), другие выдвигают политические и иные требования. Наиболее значимым среди них является начало процесса политического урегулирования, который положит конец кризису и создаст новую Сирию, предназначенную для всех граждан. Как известно, оба условия пока не выполнены. Кроме того, российским усилиям мешает американский «Акт Цезаря», увязывающий сирийское возвращение в ЛАГ с сотрудничеством Москвы и Вашингтона на всем сирийском направлении и другим региональным файлам, включая ядерную программу Ирана и кризис в Ливане.

В-третьих, российская политика не учитывает значение присутствия иностранных сил — американских и турецких войск, а также террористических организаций, как фактора, ограничивающего сирийский суверенитет. Как следствие, это усложняет процесс восстановления, даже если некоторые игроки намерены активно в нем участвовать. В том же контексте следует упомянуть огромное противоречие: несмотря на негативное воздействие иностранного присутствия на сирийской территории, Россия и Турция тесно координируют свои действия на северо-востоке Сирии. То же самое можно сказать об отношениях с Тель-Авивом, поскольку израильские атаки на сирийские военные объекты остаются без ответа, хотя Москва, кажется, является главным гарантом нахождения Асада на вершине властной пирамиды и заинтересована не допускать создание вакуума влияния.

Подобные шаги со стороны России, вера президента Асада в победу, пусть и частичную, и его уверенность в отсутствие необходимости в международном или ином политическом урегулировании, повышает вероятность продолжения сирийского кризиса в течение еще нескольких лет, а вместе с этим и страданий сирийцев как в стране и за рубежом.