В прошлом месяце Крым накрыло циклоном, на аннексированный полуостров обрушились дожди, реки вышли из берегов, и тысячам жителей пришлось эвакуироваться от наводнения.
Но нет худа без добра: проливные дожди заполнили пересохшие водохранилища и принесли временное облегчение от продолжительной засухи и украинской блокады советского канала, который некогда обеспечивал до 85% водоснабжения полуострова.
Спустя семь лет после того, как российские войска захватили Крым, отняв эту украинскую территорию, борьба Москвы за снабжение 2,4 миллиона крымчан пресной водой превратилась в необъявленную войну против Украины. Еще более продолжительный конфликт между Киевом и пророссийскими сепаратистами на востоке Украины унес более 14 000 жизней.
Россия обвинила Украину в «геноциде» из-за строительства бетонной плотины на Северо-Крымском канале — ранее, в 2014 году была возведена земляная дамба из мешков с песком. А Киев опасается, что Москва планирует военное вторжение, чтобы обеспечить водоснабжение полуострова из близлежащей реки Днепр.
В сочетании с ростом цен на продукты питания и международной изоляцией из-за западных санкций нехватка воды грозит перечеркнуть обещание президента Владимира Путина улучшить жизнь крымчан под властью России.
Хотя из государственных опросов общественного мнения следует, что в Крыму Путин даже популярнее, чем в среднем по России, патриотическая гордость, поднявшая его рейтинги до рекордных высот после аннексии 2014 года, давно пошла на убыль.
«Запасы воды иссякли, и поля высохли», — говорит 47-летний Виктор. Он крымчанин, но регулярно ездит на заработки на Украину. «С каждым годом становится все хуже и хуже. До аннексии этой проблемы у нас не было», — сказал он, добавив, что большинство крымчан все же винят в кризисе перекрывшую воду Украину.
По мосту через Керченский пролив стоимостью 3,7 миллиарда долларов, который соединил Крым с материковой Россией, двинулись вереницы грузовиков с водой, которую местные жители набирают в пластиковые контейнеры. На популярных черноморских курортах в пиковые дни отключают воду на несколько часов в день, а сам ведущий из Украины канал зарастает травой и сорняками.
Сельскохозяйственное производство в Крыму рухнуло: без поливов невозможно выращивать водоемкие культуры вроде риса.
Строительство канала началось в 1957 году после того, как Советский Союз передал засушливый полуостров Украинской ССР для восстановления после Второй мировой войны. Водная артерия позволила распахать обширные земли и превратила Крым в рай для туристов.
«Канал символизирует глупость Кремля и оккупации Россией Крыма. В предвыборной эйфории от собственной пропаганды они не рассчитали последствий», — сказал заместитель премьер-министра Украины Алексей Резников, отвечающий за политику реинтеграции на оккупированных территориях. «О воде-то они не подумали», — добавил он.
Россия давит на Украину, чтобы та разблокировала артерию, и уже запустила программу поддержки поставок в Крым, ремонта ветхой инфраструктуры, бурения скважин, увеличения мощностей хранилищ и опреснения морской воды общей стоимостью 680 миллионов долларов.
На прошлой неделе российская прокуратура подала иск в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), обвинив Украину в «грубых нарушениях» по этому вопросу. Губернатор Крыма планирует подать отдельную жалобу с требованием компенсации до 1,5 трлн рублей.
«Киев по сути воспользовался инфраструктурной зависимостью Крыма от Украины, которая возникла в советское время, превратив ее в оружие массового уничтожения против всех крымчан. Водная блокада — это акт государственного терроризма и экоцида, но международное сообщество преступлений киевского режима не замечает», — заявил губернатор полуострова Сергей Аксенов в письменном комментарии.
Резников парировал, что в соответствии с Женевскими конвенциями Россия, как оккупант, сама несет ответственность за обеспечение водой и удовлетворение других основных потребностей местного населения. Украина подала к России встречные многомиллиардные иски, сославшись на убытки за, как она выразилась, незаконный захват земли.
На фоне роста напряженности Россия этой весной разместила десятки тысяч военнослужащих и передовое вооружение в Крыму и на границе двух отколовшихся от Украины восточных регионов, где пророссийские сепаратисты уже восьмой год воюют с правительственными войсками.
Глава разведывательного управления вооруженных сил Украины полковник Кирилл Буданов, заявил, что Россия точно захочет захватить канал и прилегающую территорию, чтобы связать Крым с сепаратистскими регионами. Российские войска могут развернуть наступление на Новую Каховку, город на Днепре, где начинается канал.
Активисты из числа крымских татар, настоящего коренного народа полуострова, который в основном против российской аннексии, разбили возле плотин импровизированный лагерь, чтобы не допустить возобновление поставок воды в Крым.
«Будет полномасштабная война», — сказал 55-летний активист, назвавшийся Алибабой. Он сказал, что они с товарищами готовы взяться за оружие, чтобы защитить перекрытый канал. «Спрятаться на этих полях некуда. Пусть только попробуют», — добавил он.
На пограничном переходе Каланчак, недалеко от новой плотины, российские и украинские войска вырыли траншеи в нескольких сотнях метров друг от друга.
Напряженность усугубилась и в Черном море, причем не только с Украиной, но и с западными военно-морскими силами. В прошлом месяце Россия произвела предупредительные выстрелы на пути британского эсминца в спорных водах близ Крыма. Эсминец шел мимо Севастополя, крупнейшего города Крыма и базы российского Черноморского флота России.
Москва уверяет, что не намерена воевать из-за водоснабжения Крыма, хотя и признала, что Украина вряд ли его восстановит. «Все эти истерические заявления украинских политиков совершенно беспочвенны, это просто глупая и агрессивная пропаганда, направленная на разжигание ненависти между русским и украинским народами. Никакой „водной войны" не будет», — заявил губернатор Крыма Аксенов.
Резников, украинский министр, сказал, что Киев готов предоставить Крыму гуманитарную помощь — в том числе чистую воду, как он уже делает на подконтрольных сепаратистам восточных территориях — но запросов об этом не поступало. (Не очень понятно, откуда у украинского министра данные о водоснабжении Донбасса украинской водой. На самом деле Донецкая и Луганская области по-прежнему подвергаются со стороны Украины блокаде, которая включала запрет на поставки еды, электроэнергии, воды и любых денежных средств — прим. ред.)
«России тяжело признать свою слабость… Чтобы получить воды, им надо будет признать, что они ошиблись», — сказал он.