Правительство российского президента Владимира Путина заставило американскую дипломатическую миссию в Москве со следующей недели отказаться от приема на работу иностранцев, примерно на 90% сократив персонал посольства и консульств США, и оставив минимальный штат американских дипломатов, которым придется улаживать отношения с одним из главных геополитических соперников Америки.
О российском решении запретить прием на работу в американское посольство и консульства иностранных граждан было объявлено в конце апреля, а в силу оно вступит 1 августа. В результате в Москве останется около 120 сотрудников, среди которых не будет ни одного человека, принятого на работу на месте, то есть не американского гражданина. По словам действующих и бывших дипломатов, 10 лет назад в американском посольстве в Москве и в консульствах по всей России работало примерно 350 дипломатов из США и 1 900 местных сотрудников. Давая в этом месяце интервью Национальному общественному радио, американский посол в России Джон Салливан (John Sullivan) сказал, что в 2017 году в американской дипмиссии работало около 1 200 человек. (Автор не указывает, что сокращение контактов было американской инициативой. Первую массовую высылку дипломатов устроил Обама в связи с Украиной, а самый массовый «взаимный отъезд» санкционировал Трамп, пользуясь как поводом отравлением Скрипалей — прим. ред.).
Вводимые ограничения демонстрируют, насколько сильно в последние годы ухудшились отношения между Россией и США, хотя администрация Байдена старается держать двери немного приоткрытыми, чтобы хоть как-то улучшить двусторонние связи.
По мере приближения обозначенного срока 1 августа некоторые американские дипломаты из Госдепартамента выражают все большее недовольство администрацией Байдена, которая отказывается от более жестких мер в ответ на российские ограничения. Она пока не подает никаких сигналов о своем намерении предпринять ответные действия, в том числе по сокращению числа российских дипломатов, работающих в консульствах в Хьюстоне и Нью-Йорке, а также в посольстве в Вашингтоне. (Так в тексте. Автор не упоминает о закрытии нескольких российских консульств, а также о «наложении ареста» на российские «дипломатические дачи» еще при Трампе — прим. ред.)
Ветераны дипломатической службы и прочие эксперты заявляют, что из-за новых ограничений американская дипмиссия практически лишится возможности осуществлять свою повседневную дипломатическую работу, которая включает политические контакты, оформление виз и оказание консульских услуг. Дело в том, что львиную долю этой рутинной посольской работы выполняли местные сотрудники. Давая в прошлом месяце интервью, Салливан сказал, что из-за сокращений персонала последние два оставшиеся консульства, в Екатеринбурге и Владивостоке, временно прекратят свою работу.
Скотт Роланд (Scott Rauland), в прошлом находившийся на дипломатической службе и работавший генеральным консулом США в Екатеринбурге, назвал этот шаг мощным ударом по американской дипломатии в России. «Как минимум, России удалось на ближайшую перспективу стреножить всю имеющуюся там дипломатическую инфраструктуру, — сказал он. — У этих консульств уйдут годы на то, чтобы возобновить в полном объеме нормальную работу».
Эксперт по России и Европе Хезер Конли (Heather Conley), работающая в Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies), сказала, что новые ограничения стали отражением «новой низшей точки в российско-американских отношениях».
Несмотря на ухудшение отношений с Москвой, американский президент Джо Байден пытается возобновить контакты с бывшим противником по холодной войне на нескольких дипломатических фронтах, включая переговоры по контролю вооружений, попытки возродить иранскую ядерную сделку и дискуссию о будущем Афганистана после ухода оттуда американских военных. Весьма примечательно то, что Байден согласился не вводить новые американские санкции против вызывающего острые споры газопровода «Северный поток — 2», который пойдет в Германию. Сделал он это в попытке улучшить отношения с Берлином, но при этом президент подвергся нападкам со стороны республиканских конгрессменов, утверждающих, что он слишком мягок с Россией.
В июне Байден провел с Путиным встречу в Женеве, где призвал выстраивать «предсказуемые и рациональные» отношения с Россией и попытался установить некие основополагающие правила поведения двух стран при налаживании отношений. Саммит состоялся после того, как Байден в марте спровоцировал дипломатический «удар молнии и грома» в отношениях с Путиным, назвав российского президента убийцей. Вскоре после этого Россия отозвала своего посла в США Анатолия Антонова для проведения консультаций. В июне он вернулся в Вашингтон.
Несмотря на эти усилия, многие эксперты считают, что отношения по-прежнему будут ухудшаться, поскольку практически никаких предпосылок для улучшения нет. Они указывают на череду резонансных кибератак против американской инфраструктуры, которые приписывают пользующимся поддержкой Кремля хакерам, а также на проблемы со здоровьем, возникающие у американских дипломатов и сотрудников разведки, причиной которых, по мнению ряда экспертов, являются агенты российских спецслужб.
Выступая во вторник перед руководством американских спецслужб, Байден заявил, что по мере ослабления России на мировой сцене Путин становится все более опасен. «Он возглавляет экономику, в которой есть только ядерное оружие и нефтяные скважины. „Ничего больше", — сказал Байден. — Их экономика восьмая из самых маленьких — что?— восьмая по величине в мире сейчас. Он знает — он знает, что у него настоящие проблемы, и это, на мой взгляд, делает его еще более опасным».
По словам Конли, имея лишь малую долю от прежней численности персонала в своем распоряжении, американское посольство не сможет выполнять свои основные дипломатические функции, пытаясь улаживать все более напряженные отношения между двумя странами. «Это наносит сокрушительный удар по способности американцев составлять информационные доклады и сообщения на основе поступающих со всей России данных. Нам будет труднее понимать, что там происходит, мы лишимся возможности поддерживать контакты между людьми, а это очень важно, когда отношения между нашими государствами никудышные», — сказала она.
Госдепартамент не откликнулся на неоднократные просьбы дать комментарии по этой теме.
Роланд, а также несколько действующих дипломатов, побеседовавших с корреспондентом «Форин полиси» (Foreign Policy) на условии соблюдения анонимности, поскольку они не уполномочены давать интервью СМИ, сказали, что иностранные граждане играют важнейшую роль в повседневной работе посольства и консульств, а также являются важным каналом связи между американскими дипломатами и местным населением.
В большинстве американских дипмиссий местные сотрудники выполняют львиную долю повседневной работы. Они работают переводчиками, дают консультации по культуре, выполняют административные функции, ремонтируют электропроводку, водопровод и канализацию.
«Болезненнее всего то, что не будет местных экспертов, могущих дать американским сотрудникам дельные советы по сложным политическим и экономическим вопросам, — сказал Роланд. — Американские дипломаты сменяются каждые несколько лет, а местные сотрудники создают неразрывную преемственность в посольстве».