Так и хочется протереть глаза. Десять лет назад вся еврозона была на грани краха, поскольку оказалась не в состоянии помочь маленькой Греции справиться с финансовым кризисом. А теперь Европейская комиссия разъезжает по Европе и сорит деньгами.
И это не какие-то гроши. Для «следующего поколения ЕС», как называется этот план, есть несколько переходных фондов. Они нацелены на «зеленые» и цифровые изменения, инвестиции в малые и средние компании, сокращение безработицы среди молодежи и рост безопасности в здравоохранении. Но о возвращении к допандемийному уровню речь не идет.
Бюджет на восстановление составляет целых 740 миллиардов евро — 350 миллиардов кредитов и 390 миллиардов в форме субсидий. Иные возразят, что ЕС приняла план восстановления только потому, что Великобритания вышла из союза. Что ж, тормозом была не только Великобритания, но и другие страны на севере Европы, и Германия Ангелы Меркель.
Многие хвалили Меркель как руководителя, но для ЕС она стала катастрофой. Для нее была характерна тактика выжидания и затягивания до последнего. Ей не хватало видения перспективы и воли к действию. Во время кризиса еврозоны она отказалась выпускать облигации ЕС. Спасителем евро стал глава Европейского центрального банка Марио Драги (Mario Draghi), который заявил, что надо делать все необходимое. А Меркель занималась национальной экономикой, будто это счета за ведение домашнего хозяйства.
Перехвалена
Как сейчас пишут многие аналитики, Ангела Меркель — весьма переоцененный лидер. Она закрыла немецкие атомные электростанции и ввергла Германию в зависимость от газа из путинской России. Она поддержала цели по климату, но не воплотила их в жизнь. Страна в застое, она сохраняет статус-кво, а до дела у ее лидеров доходит только в случаях крайней необходимости. И Меркель практически силой навязала всем план по восстановлению экономики.
Меркель не манипулировала голосами по важным вопросам, а действовала в рамках традиционного большинства. Разумеется, Польша и Венгрия, чьи лидеры принадлежат к той же партийной группировке, что и Меркель, продолжали нарушать принципы Договора о Европейском союзе. Движущими силами процесса, начатого против этих стран, были Европейская комиссия и Европарламент. Не Меркель, а премьер-министр Нидерландов Марк Рютте (Mark Rutte) произнес ставшие крылатыми слова о том, что Венгрия — это не ЕС.
Однако весьма прискорбно, что Европейский союз, в основе которого лежит идея равноправия стран и их граждан, оказался в руках лидеров Германии и Франции.
Преимущества, но не бремя
Еще одно обстоятельство, требующее принятия мер, — это дармоеды, паразитирующие на созданных общественных благах. Некоторые, получив евро, проводят безответственную кредитную политику, которая затрагивает другие страны. Другие выдают паспорта ЕС российским миллиардерам. Многие хотят иметь доступ к внутреннему европейскому рынку, но не брать на себя соответствующего бремени.
Кое-кто действует как чистая офшорная зона. Сейчас ЕС, похоже, наконец решил при поддержке новой американской администрации обложить налогом международные компании. Глобальное минимальное налогообложение положит конец налоговому соперничеству стран. Это ударит, например, по Люксембургу и Ирландии, которые обогатились и добились популярности благодаря низким налогам для технологических гигантов.