Одни считают допинговую дисквалификацию России (два года — прим. ред) слишком длинной. Для других она, наоборот, слишком мягкая, и им претит сам допуск России к Играм в Токио хотя бы в качестве «российских атлетов Международного Олимпийского Комитета». А вот президент России Владимир Путин потирает руки. Почти ежедневно шеф Кремля и другие политики посылают весточки в Японию. То в форме видео, на котором избивают куклу с надписью «Press». То в форме телеграмм призерам, победы которых по-прежнему воспринимаются с изрядной долей скепсиса.
Даже название РОК (Russian Olympic Committee) команды без гимна было переосмыслено и используется в другой кампании, которая воспринимается как издевка над всеми охотниками за нарушителями антидопинговых правил. We will ROC you — таков теперь слоган российского спорта.
335 атлетов в цветах национального флага
Идет борьба за медали, и русские активно в ней участвуют. И при этом не важно, что они отсутствуют как «официальная команда». Последствия санкций за государственную систему поддержки допинга так или иначе ощущаются лишь косвенно. 335 атлетов из России выступают в тренировочных костюмах, выполненных в цветах национального флага.
Настойчивую международную критику санкций, сводящихся сейчас к запрету на символику и введенных в свое время из-за масштабных манипуляций с допингом (напомним: в Сочи в 2014-м году ФСБ помогла подменить пробы мочи), а также недовольство допуском российских спортсменов к участию в Олимпиаде Кремль решительно отвергает. Российский Олимпийский Комитет также возражает: по его мнению, все слухи о допинге — исключительно «англоязычная пропаганда». (Никто на самом деле не видел и не фотографировал ни ту дырку в стене, через которую, по докладу канадца Макларена, «ФСБ меняла мочу», ни процесс вскрытия чем-то поцарапанных емкостей с анализами — все эти фразы основаны на утверждениях уехавшего в США Григория Родченкова, которому как свидетелю на суде всем, включая наших атлетов, запретили задавать вопросы — прим. ред.)
В 2019 году Всемирное антидопинговое агентство WADA дисквалифицировало Россию на четыре года, запретив ее команде участие в больших международных соревнованиях. Но в декабре 2020 года судьи Международного спортивного арбитража (CAS) в Лозанне уменьшили этот срок наполовину. Кроме того, они смягчили сами санкции: теперь в Токио и на Зимних играх в Пекине в феврале 2022 года вместо государственного гимна России будет звучать Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского, а в качестве флага команды будет использоваться официальный олимпийский флаг.
Не умеют проигрывать?
Японским организаторам иногда бывает нелегко выполнять все предписания относительно команды РОК. Часто в объявлениях на аренах можно услышать слова о «команде России». На вопрос, достаточны ли антироссийские санкции, американский пловец Райан Мерфи (Ryan Murphy) многозначительно ответил: «Когда у меня спрашивают об этом, то у меня рождается 15 разных мыслей. По поводу 13 из них у меня могут возникнуть довольно большие проблемы». Незадолго до этого пловец на спине Мерфи финишировал вторым в заплыве на 200 метров, уступив золото россиянину Евгению Рылову.
Сам Рылов остался невозмутимым. «Я протестирован. Заполнил все формуляры. Я — за чистый спорт», — сказал олимпийский чемпион, не дав себя спровоцировать. Вести себя именно так российские официальные лица посоветовали спортсменам в наставлениях перед Играми — об этом сказал пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в интервью агентству DPA.
«Бог им судья»
Президент МОК Томас Бах (Thomas Bach) заявил, что команда РОК во время выступлений в Токио «с полным уважением относится к санкциям, наложенным WADA». «Они прошли все стадии отбора и соответствующие тесты, как и другие атлеты, принимающие участие в соревнованиях. Поэтому к ним нужно относиться соответственно», — считает Бах.
С точки зрения председателя РОК Станислава Позднякова, критикующие допуск российских спортсменов к Олимпиаде принципиально неправы. По его словам, российские атлеты доказали «не только на словах, но и своими результатами», что они конкурентоспособны без допинга. Пресс-секретарь Кремля Песков считает, что зарубежные конкуренты, придерживающиеся в этом вопросе другого мнения, просто не умеют проигрывать: «Мы прощаем тем, кто слабее. Бог им судья». Вот так завершилась последняя глава в истории государственной системы поддержки допинга с поддельными тестами и собственными лабораториями.