Отремонтированная, но пустая школа в поселке Выденяй на юге Литвы, расположенная на узкой пыльной дороге, превратилась в убежище. В здании из белого кирпича сейчас проживают 150 африканцев, которые в начале июля пришли пешком через березовые и сосновые леса, отделяющие Белоруссию от Литвы.
Прибывший на учебу в Минск камерунец Амуру утверждает, что его обманул проводник, когда он поверил, что ехал в Россию, а стал домашним рабом у одного туркмена. Именно в социальных сетях распространялась информация о том, как попасть в Европейский Союз. В Гродно, в 30 километрах от литовской границы, «город переполнен людьми, черными и белыми, арабами и русскими», — поясняет он.
Он находит дорогу самостоятельно, замечает ряд грузовиков. Потом Амуру задерживают. Он понимает, что находится в Литве «при виде флага на погонах офицеров. Ежедневно литовские пограничники, которых сейчас сопровождают около 30 офицеров из Frontex, европейского агентства по защите внешних границ, отлавливают около 100 человек, в основном иракцев, вдоль внешней границы Европейского Союза длиной 678 километров, отделяющей Литву от Белоруссии.
Если идти вдоль недавно установленной колючей проволоки, обозначающей границу, можно найти на земле следы перехода: пустую бутылку из-под йогурта с надписью кириллицей. «Они провели в лесу максимум две ночи, — объясняет Майк, немецкий полицейский, который прибыл сюда в качестве подкрепления. — Большую часть времени они испытывают жажду, поэтому мы храним запасы воды в автомобилях».
Гибридная война от Лукашенко
Для властей Литвы этот невиданный приток беженцев не что иное, как гибридная война, которую ведет Александр Лукашенко в отместку за поддержку Вильнюсом белорусских демократических сил. «У Литвы нет прочных экономических или политических отношений со странами происхождения беженцев. Поэтому я осмелюсь утверждать, что единственной причиной этого увеличивающегося потока является желание белорусского режима напугать нас и оказать на нас давление», — объяснила парламентариям премьер-министр Ингрида Симоните, затем несколько раз подчеркнув, что это похоже на атаку против Европейского Союза.
Мигранты, «завербованные» в Ираке
Схема проста, согласно расследованию Литовского национального радио и телевидения. Все проходят через туристические агентства, которые вербуют мигрантов в Ираке. Они летят в Минск прямым рейсом из Багдада, а через несколько дней переправляются к границе. Если мигранты не передумывают, посредники в Белоруссии получают 4 тысячи евро. В Выденяе мигранты убивают время на огороженном поле, без телефона, с футбольным мячом и несколькими книгами. Амуру много раз рассказывал свою историю сотрудникам миграционного департамента, ответственным за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, приезжающим в город с начала июля. Но формально он подал заявление всего несколько дней назад. По прибытии мигранты получили письмо на французском языке, в котором говорилось, что «ни один иностранец, незаконно прибывший через территорию Белоруссии, не сможет получить убежище и не может остаться в Литве».
Этот кризис ставит Литву в затруднительное положение. Департамент по вопросам миграции начал набор 56 агентов, чтобы иметь возможность рассматривать постоянно растущее число заявлений. Восьми сотрудников уже было недостаточно. В некоторых районах создание лагерей для мигрантов вызывает серьезное сопротивление местных жителей. Было объявлено чрезвычайное положение, и парламент принял закон с множеством ограничений для просителей убежища. Они могут содержаться под стражей до шести месяцев, а процедуры обжалования были ограничены.
Консульство Ирака в Вильнюсе
Вильнюс также активизировал дипломатические наступательные операции. Министр иностранных дел Габриэлиус Ландсбергис даже посетил Багдад в середине июля, чтобы попытаться повлиять на своего иракского коллегу и сократить количество авиарейсов между Багдадом и Минском. С тех пор он размещает сообщения на арабском языке в своей учетной записи на Фейсбуке. На прошлой неделе в Вильнюсе побывала иракская консульская делегация.
Европейская солидарность также играет свою роль. Началась первая миссия быстрого реагирования Frontex на севере Европы. В ближайшие дни около 100 пограничников агентства будут осуществлять патрулирование. Группы переводчиков и экспертов поддержат литовские власти. Но в Вильнюсе принудительное или добровольное возвращение домой рассматривается как главный результат этого кризиса. Еврокомиссар по внутренним делам Илва Йоханссон, посетившая вчера Вильнюс, заверила Литву в своей помощи в этом вопросе.