Силы сирийского режима и пророссийские милиции не смогли ослабить ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) в сирийской пустыне, несмотря на прикрытие российских сил с суши и воздуха.
Боевики ИГИЛ оказались более приспособленными к постоянно меняющейся реальности благодаря развитию средств защиты и нападения. Они успешно укрывались от огня и регулярно осуществляли атаки по позициям противника. Это говорит о том, что они хорошо ориентируются в регионе и приобрели большой опыт в последние годы.
За последние две недели силы сирийского режима и лояльные им милиции потеряли десятки бойцов в результате серии атак боевиков ИГИЛ в районе деревни Ар-Русафа в провинции Ракка, а также в районе Джебель-Бишри, который простирается от Ракки до Дейр-эз-Зора.
Кроме того, несколько бойцов были убиты в результате точечных нападений и засад, устроенных боевиками ИГИЛ на международной трассе Дейр-эз-Зор-Хомс и на дорогах, ведущих из Ар-Русафы.
В июне силы сирийского режима и пророссийские милиции обнаружили тела своих солдат, которые заблудились в пустыне рядом с городами Пальмира и Эс-Сухна. Боевики ИГИЛ заминировали несколько мертвых тел, чтобы спровоцировать больше смертей среди своих противников.
Изменят ли иранские милиции баланс сил?
Похоже, что силы сирийского режима и пророссийские милиции заплатили высокую цену во время проведения наземных операций в июне и июле. Их неудачи побудили иранские милиции к активным действиям, чтобы изменить ситуацию на местах. Они пытаются воспрепятствовать распространению боевиков ИГИЛ и проведению ими операций, направленных на дороги и жизненно важные объекты в регионе.
Афганская бригада «Фатимиюн» возглавляет список иранских милиций, участвовавших в битвах в сирийской пустыне. «Фатимиюн» делит контроль над некоторыми территориями с ливанской «Хизбаллой», которая также принимала участие в битвах в сирийской пустыне, в частности, в провинциях Хама и Хомс.
Полковник Мустафа Бакур, военный аналитик, рассказал NoonPost: «Силы сирийского режима и пророссийские милиции понесли большие потери во время сражений в сирийской пустыне, несмотря на поддержку российской авиации. Например, бригада "Аль-Кудс" потеряла более 50 бойцов за последние два месяца, а некоторые группы "Сил Тигра" потерялись в пустыне или попали в засады».
Он продолжил: «Другие группы ушли, испугавшись, что их постигнет та же участь. Ожидалось, что силы сирийского режима и Россия обратятся к иранским милициям, чтобы они помогли защитить ключевые объекты, такие как месторождения нефти и фосфата, а также дороги, поскольку иранские милиции более опытны в противостоянии партизанской войне и лучше всех умеют сражаться в условиях пустыни».
По словам полковника, идеологический фактор отличает иранские милиции от сил сирийского режима и пророссийских ополченцев. Например, «Силы тигра» (25-я дивизия специального назначения) не имеют боевой доктрины, основанной на религии, поскольку они были сформированы из бедных слоев населения и неопытных ополченцев, в то время как иранские милиции воюют во имя религии и реализации великого иранского проекта. Иранские милиции имеют большой боевой опыт, так как они более девяти лет сражались в аналогичных условиях в Ираке и Сирии.
Полковник Бакур объяснил, что иранские ополченцы заинтересованы в более активном участии в операциях, посредством которых они смогут обеспечивать безопасность дорожной сети, соединяющей центральную и восточную Сирию с Ираком. А также это даст им возможность глубже проникнуть в районы, ранее находившиеся под контролем российских военных и пророссийских милиций, особенно в Хомс и Хаму, вплоть до Ракки (район Ар-Русафа) и транспортного узла на севере сирийской пустыни.
«Таким образом, иранские милиции смогут занять более безопасные позиции, вдали от авиаударов коалиции и Израиля, который в последнее время сосредоточился на традиционных местах дислокации иранских сил в провинциях Хомс, Дейр-эз-Зор и Алеппо», — добавил он.
Полковник Бакур отметил, что активное распространение иранских милиций и их участие в боях на всех фронтах в сирийской пустыне не принесет реальной пользы, если они не изменят свою традиционную тактику ведения боевых действий.
Он добавил: «Интенсивные авиаудары и действия атакующих сил, выступающих против боевиков ИГИЛ, не дадут долгосрочного эффекта, если не будут проведены крупномасштабные операции, которые воспрепятствуют перемещению боевиков и перекроют пути их снабжения. ИГИЛ продолжает постоянно менять свою тактику, чтобы сохранять пути снабжения и эффективность своих мобильных групп. Боевики прекрасно осознают, что имеют множество преимуществ, которыми не обладают их противники, в том числе они обладают обширными человеческими ресурсами, обученные выживать в трудных условиях и сражаться до самой смерти».
Тактика сирийского режима и его союзников
Активизация боевиков ИГИЛ в сирийской пустыне привлекла внимание сирийского режима и его союзников еще в начале 2021 года. Их атаки совпали с действиями сирийского режима и России, направленными на возобновление работы простаивающих нефтяных и фосфатных месторождений и обеспечение безопасности маршрутов поставок нефти и фосфатов.
В первой половине года в боях в основном участвовали силы сирийского режима и пророссийские милиции, в то время как иранские милиции были сосредоточены на определенных районах в пустыне Дейр-эз-Зор, и в меньшей степени — в пустыне Хама, где активное участие в боях принимала поддерживаемая Ираном «бригада Бакир».
В боях в сирийской пустыне силы режима Асада и российское оперативное командование полагались на интенсивность огня, чтобы ослабить боевиков и препятствовать их дальнейшему продвижению. Они начали наносить точечные авиаудары по местам дислокации боевиков ИГИЛ рядом с городами Эс-Сухна, Хомс, Хама и Дейр-эз-Зор.
Провал наземных операций и их высокая стоимость побудили «Силы тигра» во главе с бригадным генералом Сухелем аль-Хасаном принять участие в военных действиях в пустынях Алеппо и Хамы. С начала июня они боролись против боевиков ИГИЛ, но их вмешательство не оказало существенного влияния на изменение баланса сил.
Сирийские милиции также принимали участие в военных операциях, обеспечивая безопасность дорог и мест дислокации своих бойцов. «Силы тигра» сформированы из сотни добровольцев из провинций Ракка и Алеппо, которые сражались в битвах в сирийской пустыне.
В июне и июле сухопутные войска при поддержке России использовали несколько разных стратегий, чтобы предотвратить возвращение бойцов ИГИЛ в районы, из которых они были вынуждены уйти под натиском шквального огня с суши и воздуха.
Самая главная тактика — разрушение укрытий боевиков с помощью авиаударов или минирования. Силы сирийского режима и российские милиции также провели кампанию по уничтожению деревень и примитивных городских поселений, чтобы лишить боевиков какого-либо убежища, которое они могли искать среди бедуинского населения во время атак. Безусловно, до того, как они сравняли их с землей, бедуины были эвакуированы.
Пророссийские милиции задействовали самоходные системы для обнаружения мин в операциях по «зачистке» территорий вблизи важных объектов. Бойцы ИГИЛ, в свою очередь, разработали тактику противодействия силам сирийского режима и пророссийским милициям.
Тактика ИГИЛ
С начала 2021 года бойцы ИГИЛ неоднократно противостояли атакам сил сирийского режима и его союзников.
В начале года ИГИЛ использовало тактику партизанской войны, которая привела к гибели большого количества бойцов сирийского режима, а также препятствовала движению наземного транспорта. Боевики использовали для своих атак мотоциклы, обеспечивающие им большую мобильность, в то время как силы режима не могли им противостоять.
ИГИЛ было вынуждено в очередной раз изменить свою стратегию после того, как Россия усилила интенсивность нанесения авиаударов по позициям боевиков. Российские истребители преследовали боевиков, убивая их десятками.
Следовательно, появилась новая стратегия, основанная на установке мин и блокировании важных объектов, находящихся под контролем сил сирийского режима и пророссийских милиций. Боевики минировали дороги, что привело к гибели большого числа военных и перекрытию путей снабжения в более чем одном районе.
Местные источники в пустыне Ар-Русафа сообщили NoonPost, что ИГИЛ разработало новую стратегию ведения боевых действий из-за активизации иранских милиций. Новая стратегия предполагает контроль за перемещениями противника, чтобы впоследствии заманить его в ловушку и уничтожить.
Они добавили: «Часто мишенями становятся небольшие колонны, перевозящие припасы, топливо или военных. Количество машин в целевых колоннах не должно превышать пяти. Боевики заманивают силы сирийского режима в ловушки, и как только представляется возможность, они набрасываются на них и убивают».
«ИГИЛ, руководствуясь новой полевой реальностью, начало наносить удары не только по пустынным местам, но и по районам, где проживают люди, чтобы замаскировать свои действия и нанести болезненные удары по милициям в районах их основного сосредоточения», — добавили они.
Наконец, похоже, что районы Ар-Русафа и Джебель-Бишри в настоящее время, согласно нашим источникам, находятся под прицелом боевиков ИГИЛ. В последнее время они наносят удары по казармам и военным объектам, принадлежащим 17-ой дивизии, «Силам тигра» и силам Национальной обороны Сирии, а также по районам, где их противники разрабатывают планы и операции по противодействию боевикам ИГИЛ.
* ИГИЛ — террористическая организация, запрещена в РФ