Россия, которая вместе с Ираном покровительствует Асаду, не соответствует требованиям статуса гаранта, говорит представитель повстанцев в Деръа Мюниф эз-Заим. «Мы хотим, чтобы так же, как в Идлибе, Африне, зонах операций "Щит Евфрата" и "Источник мира", турецкие военные пришли сюда и были гарантами», — отметил он.
В Деръа, находящейся на юге Сирии, спустя три года вновь возобновились бои. Столкновения между режимом Асада и силами оппозиции, прекратившиеся в результате «Южного соглашения», заключенного в середине 2018 года при участии России в качестве посредника и гаранта, снова активизировались. Силы оппозиции отбили более 70 критических позиций, включая дорогу Дамаск — Иордания. Мюниф эз-Заим (Münif ez-Zaim), одна из важных фигур в регионе, который долгое время является официальным представителем повстанцев, воюющих в Деръа, рассказал газете «Тюркие» (Türkiye) о происходящих событиях. Отметив, что Россия, которая вместе с Ираном покровительствует сирийскому режиму, не соответствует требованиям статуса гаранта, эз-Заим продолжил: «Мы хотим, чтобы так же, как в Идлибе, Африне, зонах операций "Щит Евфрата" и "Источник мира", турецкие военные пришли сюда и были гарантами».
Режим попытался применить тактику окружения
Три месяца назад дамасский режим окружил регион и попытался взять его под контроль, рассказал Мюниф эз-Заим. «В аль-Баладе и Саламейне силы Асада потребовали передать им список из 300 человек, но мы сказали им, что эти требования не будут выполнены. Затем, как это делается на протяжении 10 лет в таких случаях, они начали бомбить зону, на территории которой находится более 350 поселений. Жители региона в очередной раз восстали против этой ситуации и начали второе сопротивление с легкими вооружениями в руках», — отметил собеседник газеты.
Цель — демографические изменения
Напомнив, что из таких центров Сирии, как Хасеке, Ракка, Дейр-эз-Зор, Алеппо, Хама, Хомс, Дамаск — Гута, были изгнаны 13 миллионов человек, эз-Заим поделился следующими сведениями: «Силы, слетевшиеся в Сирию, теперь хотят, чтобы Деръа тоже обезлюдела. Россия бомбит, желая только гарантировать свои стратегические порты и базы. А у Рабочей партии Курдистана (РПК) и Ирана есть свои планы на местах. Главная цель — раздел Сирии и изгнание владельцев земель. Затем, как и в Ираке, Иран провозгласит свою пиратскую структуру в регионе, а РПК — террористическое государство. К этому также можно добавить контрдействия, предпринимаемые Объединенными Арабскими Эмиратами».
Место, где началась революция
«Осажденный сирийским режимом район аль-Балад — первая точка начала сирийской революции в 2011 году, — напомнил эз-Заим. — К моменту прекращения столкновений и заключения соглашения в этом регионе в ходе операции "Прочное строение" (Bünyanün Mersus) за 20 дней были убиты тысяча человек из числа сил Асада и ирано-российских сил. Поэтому они так настаивают на аль-Баладе: это попытка сказать "все кончено" в психологическом смысле и отомстить за понесенные потери. В силу такой позиции режима и его партнеров десятки населенных пунктов, таких как Бусра аш-Шам, Тафес, Умм аль-Маядин, Хирак, Сайда, Тель-Симин, Джесим, Ведуда, эн-Нева, восстали. Потому что все понимают, что за уступками в аль-Баладе настанет их черед. По этой причине началось второе восстание, и за короткое время 95 военнослужащих сирийского режима были взяты в плен. Примерно столько же было убито. А сирийская армия и поддерживающие ее ополченцы в ответ на это бомбили незащищенные города. Мы понесли потери».
Никто не покинет свою родину
Говоря о распространившейся в последние дни информации о том, что из Деръа в Идлиб прибудут еще 60 тысяч беженцев, Мюниф эз-Заим отметил: «Это не так. Люди увидели игру, и никто не двинется с места. Будут стоять до последней пули, умрут, если потребуется, но не покинут своих домов, деревень, городов».
По словам эз-Заима, Иран после изгнания мирных жителей, проживающих в регионе, пытается получить стратегическое преимущество как против стран Персидского залива, так и против Израиля, при этом все расчеты построены на нашем отсутствии. «Мы этого не допустим», — сказал эз-Заим.
Жена и дочь эз-Заима уже более восьми лет удерживаются в плену в тюрьмах Асада. «Один мой сын — в Идлибе, другой — продолжает воевать в Деръа. Мы не сдались и не сдадимся, какой бы тяжелой ни была цена», — добавил эз-Заим.
Путин направил своего представителя
После возобновления столкновений в Деръа президент России Владимир Путин направил в регион своего специального представителя по Сирии Александра Зорина (так в статье, спецпредставителем президента РФ по сирийскому урегулированию является Александр Лаврентьев — прим. пер.). Зорин посетил 5-й корпус в Деръа и встретился с лидером оппозиционной группировки Ахметом Авде (Ahmet Avde), подписавшим «Южное соглашение» 2018 года. Позже Зорин прибыл в Анкару и провел переговоры с турецкой делегацией министерства иностранных дел.