Токио — В самые мрачные дни пандемии Эвита Грискенас тренировалась в подвале родительского дома в Иллинойсе, время от времени разбивая лампочки, когда подбрасывала в воздух, а потом, сделав переворот, ловила булавы и обручи.
Звучит песня, которую она никогда не слышала. Гимнастка Грискенас не столько слышит музыку, сколько видит ее. Мелодия превращается в обручи, вращающиеся на полу, а барабаны стучат, как мячи об пол. Музыка кажется дикой и необузданной, как трепещущие на ветру ленты.
Этот часто забываемый в олимпийской гимнастике вид спорта похож на сочетание своей знаменитой родственницы спортивной гимнастики, которой занимаются суперзвезды Симона Байлз и Суниса Ли, с балетом и цирком. Гимнастки танцуют, подбрасывая и ловя предметы, такие как обручи, мячи, ленты и булавы, и делая наклоны и перевороты на ковре настолько быстро, что неискушенному человеку трудно понять всю сложность их выступлений.
А Грискенас в родительском подвале танцевала под эту странную музыку, а когда она закончилась оглушающим визгом скрипки, спортсменка встала в позу.
«Это качественная олимпийская песня, — думала она тогда. — Могу представить, как я в Токио буду слушать ее во время финальных соревнований, бам-бам!»
Вспоминая тот момент сегодня, она начинает волноваться, потому что скоро все станет реальностью. Грискенас вошла в состав первой полной американской сборной по художественной гимнастике, поехавшей на Олимпиаду. Квалификацию прошли лишь две спортсменки, которые будут выступать в эти выходные вместе с женской командой из пяти человек, которые представят групповые упражнения. С момента возникновения этого вида спорта в нем господствует Россия. Но американские гимнастки надеются, что их приезд в Токио станет переломным моментом для художественной гимнастики в США, где этих спортсменок зачастую пренебрежительно называют крутильщицами лент и швыряльщицами обручей.
«Мы приехали сюда творить историю», — сказала член женской сборной Лили Мидзуно, отметив, что в свои выступления они включили очень многое. Она считает, что если люди увидят их, они влюбятся в американскую художественную гимнастику. «Каждую секунду во время выступления происходит очень многое. Можно поставить видео на замедленный просмотр, и все равно там будет на что посмотреть».
Например, чтобы крутить гимнастическую ленту длиной почти семь метров, кисти рук у гимнастки должны находиться в постоянном движении. Они крутят мячи и обручи вокруг своего тела. Они подбрасывают в воздух булавы, а потом, совершив несколько акробатических прыжков и достигнув противоположного конца ковра 13×13 метров, точно ловят их в момент падения. Баллы снижают за неточные броски, за запутавшуюся ленту, за упавшие предметы.
Кажется, что гимнастки выступают безо всяких усилий. Но чтобы создать такое впечатление, они тренируются целыми днями на протяжении многих месяцев.
«Нам кажется, мы заслуживаем большего внимания, чем получаем, — сказала член сборной Камилла Фили. — Люди в США просто не понимают, что это за вид спорта».
Фили называет себя обрученосицей, потому что во время поездок ей нравится нести все шесть обручей. По словам гимнастки, когда они вылетали в Токио, стюардесса не хотела пускать ее в салон. «Мы летим на Олимпиаду, и они должны все время быть со мной, рядом», — сказала Фили бортпроводнице. Обручи для нее как дети, и не ощущая их веса в своей руке, девушка чувствует себя некомфортно. Поэтому она начала спорить, пытаясь пронести их на борт. «Они просто растерялись. Не каждый день к ним на борт поднимаются художественные гимнастки».
Большую часть снаряжения для занятий художественной гимнастикой приходится заказывать из-за рубежа. Обувь для художественной гимнастики специальная. Она называется полупальцы, потому что пальцы в ней закрыты, а пятка голая. Они стоят около 30 долларов за пару, а хватает их на неделю-две, в зависимости от шершавости гимнастического ковра. Иногда, чтобы не покупать новые полупальцы, гимнастки латают их лейкопластырем.
Их коллеги из других стран зачастую поражаются, узнав, что американским гимнасткам никто не платит. Они получают определенную помощь, но этих денег даже близко не хватает на оплату тренировок, поездок и снаряжения.
«Даже не начинайте про купальники», — говорит Мидзуно. Их делают в основном портнихи из России, где художественная гимнастика является исключительно популярным видом спорта. Купальники покрывают блестками и кристаллами, которые порой весят свыше четырех килограммов. Стоит такая спортивная одежда тысячи долларов.
Семьи гимнасток идут на невообразимые жертвы, чтобы их дети занимались этим видом спорта. Родители Мидзуно и два ее брата переехали из Калифорнии в Иллинойс, чтобы она могла тренироваться в лучшем гимнастическом зале США. Иногда им не хватало денег на снаряжение, и тогда мама спортсменки месяцами шила спортивныке костюмы и купальники, чтобы не покупать их в России. Время от времени Мидзуно приходилось надевать обноски подруг по команде.
Мать Фили тоже переехала с дочерью в Иллинойс из Мэриленда, чтобы девушка могла тренироваться в этом же зале.
Американские художественные гимнастки часто ездят на учебу в Россию, где существует развитая инфраструктура этого вида спорта, которой нет в США.
«В США мы медленно и постепенно создаем ее, — сказала ветеран художественной гимнастики Лаура Цзэн, участвовавшая в Играх 2016 года и поехавшая в Токио. — Но на это нужно время и деньги, поэтому мы ездим в Россию тренироваться, учиться у них».
Она была там прошлой весной, и уже была готова приступить к занятиям в спортивном зале, когда было объявлено, что США из-за пандемии covid-19 закрывают свои границы. Ей пришлось срочно искать рейс и немедленно возвращаться домой.
«Все сидели как на иголках, не зная, что будет дальше», — рассказала она. В течение трех месяцев они не могли заниматься в спортзале. Они пытались тренироваться в подвалах и в гостиных по видеосвязи через Zoom. Но в спальнях и подвальных помещениях трудно бросать булавы и другие предметы. Гимнастки били лампочки и потеряли месяцы тренировок.
Но Цзэн говорит, что художественные гимнастки привыкли приспосабливаться. Например, при составлении программы выступлений им приходится учитывать мощность кондиционеров, нагнетающих воздух на спортивной арене, потому что если напор воздуха слишком сильный, лента у них будет трепетать не так, как надо.
«Это хорошая метафора для пандемии: все вокруг барахталось и летало, и нам приходилось следовать в потоке», — сказала Цзэн.
Это эмоциональный вид спорта. Многие говорят, что гимнастки рассказывают зрителям историю и получают заряд от того, как болельщики ее воспринимают. Но в Токио болельщиков не будет.
«Не думаю, что у кого-то будет дефицит адреналина, когда они узнают, что значит быть олимпийцем, — сказала Цзэн. — Все понимают, какая это честь, и все мы несем груз этих прекрасных знаний на своих плечах. Так что когда мы будем выступать, эта сила пребудет с нами».
Многие американские гимнастки здраво оценивают свои шансы на победу.
«Наверное, точно нет, — смеясь, сказала Мидзуно. — Команда с трудом прошла квалификацию на Олимпиаду, попав в финал с минимальным отрывом. Это просто чудо, что мы смогли здесь оказаться».
Участницы индивидуальных и групповых состязаний в пятницу и субботу утром пройдут квалификацию. В субботу вечером состоится индивидуальный финал, а в воскресенье групповой. Россиянки по-прежнему кажутся непобедимыми, и пока Соединенные Штаты не начнут вкладывать в свою художественную гимнастику больше денег и усилий, они вряд ли смогут надеяться на призовые места. Это признают многие американские спортсмены.
Но гимнастки полны решимости добиться максимума, чтобы усилить интерес к художественной гимнастике. Они считают, это в этом виде спорта происходят перемены, и это может понравиться американским зрителям.
Традиционно выступления проходят под классическую музыку. Поначалу в зале находился пианист, под аккомпанемент которого проходили состязания. Но потом правила стали менее строгими, и теперь допускаются песни со словами, а некоторые гимнастки используют такие жанры как хип-хоп, техно и известную поп-музыку.
Мидзуно рассказала, что в этом году в групповом выступлении будет использован ремикс в стиле техно песни Бона Джови «It's my Life». Более американскую песню сложно придумать.
Девушки мечтают, что когда-нибудь художественная гимнастика станет хорошо известна в США, и люди в самолетах перестанут принимать их булавы за кегли для боулинга.
«Америка наконец-то начала прокладывать нам путь, — сказала Грискенас и засмеялась. — Наверное, мне надо воспользоваться гимнастическим каламбуром: пробьем себе дорогу булавами и головами. Мы уже идем».