Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The New York Times (США): из чернобыльской катастрофы сделали драму для выживших

© РИА Новости Стрингер / Перейти в фотобанкТуристы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС
Туристы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС - ИноСМИ, 1920, 07.08.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В отличие от недавнего сериала HBO, русскоязычный художественный фильм «Чернобыль», который сейчас идет на Netflix, исследует человеческие судьбы после взрыва на электростанции. Авторы статьи сравнивают два сериала о катастрофе и считают российский более человечным.

Чернобыль, Украина - В апреле 1986 года Александр Роднянский был молодым режиссером-документалистом и жил в Киеве. Когда в 100 километрах к северу от украинской столицы взлетел на воздух четвертый реактор Чернобыльской АЭС, большинство граждан Советского Союза ничего не подозревали. Правительство сообщило о катастрофе лишь спустя 18 дней, но Роднянский снимал зону бедствия уже на следующий день.

То, что он увидел в Чернобыле после взрыва, — и неумелый отклик советского руководства — преследует его до сих пор.

«Пожалуй, это было одно из важнейших событий в советской истории — и моей жизни», — сказал Роднянский в телефонном интервью.

Роднянский стал режиссером, продюсером и менеджером телевидения и получил ряд наград. Однако его давняя мечта снять художественный фильм о Чернобыле сбылась лишь в этом году с выходом одноименной драмы. Он не сомневался: основное внимание должно уделяться ликвидаторам, которые не дали огню перекинуться на другие энергоблоки и предотвратили еще бóльшую катастрофу.

Фильм, недавно появившийся на Netflix, вышел вслед за нашумевшим мини-сериалом HBO «Чернобыль» 2019 года, который критики расхваливали за акцент на провалах советской системы.

Новый «Чернобыль» снят при поддержке российского государства. Некоторые в России и на Украине критиковали за его невнимание к ошибкам правительства. Но Роднянский сказал, что это в принципе не входило в его намерения. Сериал HBO он смотрел — причем дважды — но к тому моменту съемки уже шли полным ходом, и к тому же он хотел посвятить фильм непосредственно пострадавшим.

«Люди годами обсуждали, чтó там на самом деле произошло, особенно после распада Советского Союза, когда пресса была абсолютно свободна», — сказал Роднянский, добавив, что большинство понимает, что произошедшее в Чернобыле было провалом советской системы. По его словам, все участники катастрофы были жертвами — «заложниками этой системы».

Если создатели мини-сериала HBO пытались вскрыть системные недостатки советского режима, приведшие к катастрофе, то российский фильм развивается в русле культурной традиции своей страны: подчеркивает роль личности, человеческий героизм и преданность долгу.

До катастрофы Роднянский жил «вполне стабильной жизнью», но потом случилось нечто, отчего он задумался: как система может замалчивать катастрофу, которая могла унести сотни тысяч жизней? «Это несправедливая система», — сказал он о молчании правительства сразу после взрыва.

Спустя тридцать пять лет спустя Роднянский считает, что взрыв в Чернобыле стал одним из главных событий, которые привели к распаду Советского Союза. По его словам, он «изменил жизни, систему и страну». «Многие украинцы, если не большинство, задумались об ответственности Москвы и о том, что Украине нужна независимость», — говорит он.

Сегодня на месте электростанции работают менее 2 000 рабочих, которые обслуживают гигантский саркофаг. Его установили, чтобы остановить утечку радиации. В этом месяце Украина отметит 30-летие своей независимости от Советского Союза. В преддверии годовщины Украина по-прежнему защищается от России, которая в 2014 году аннексировала Крым и поддерживает боевиков-сепаратистов на востоке страны.

Хотя съемки этого фильма имели для Роднянского личное значение, он и раньше брался за исторические эпопеи: помимо прочего, он продюсировал фильм 2013 года «Сталинград», историю любви, развернувшуюся в битве Второй мировой, а также «Левиафан», который в 2014 году получил приз Каннского фестиваля за лучший сценарий.

В 2015 году он получил сценарий «Чернобыля» и отправил его Даниле Козловскому, известному режиссеру и актеру, который тогда снимался в сериале «Викинги».

Козловский родился всего за год до катастрофы и поначалу был настроен в штыки. Но в телефонном интервью он рассказал, что чем дальше он читал сценарий, тем больше сознавал, что это невероятное событие, предопределившее дальнейшую историю страны, и к тому же невероятно сложная тема.

В фильме он играет главного героя Алексея, пожарного-весельчака. Встретив свою бывшую девушку в Припяти, городе работников АЭС, Алексей узнает, что у него растет десятилетний сын. Хотя сын и его бывшая ему небезразличны, он отделывается обещаниями, которые не выполняет до тех пор, пока его с товарищами не швырнуло в самое пекло ужасного взрыва.

«Для меня было важно не снять очередной псевдодокументальный фильм, а рассказать, как эта катастрофа ворвалась в жизнь обычной семьи», — говорит актер.

Козловский сказал, что для роли целый год встречался с бывшими ликвидаторами и эвакуированными чернобыльцами. Однако из-за политической ситуации в бывшей советской республике побывать в охраняемой Чернобыльской зоне отчуждения, где находятся реакторы и заброшенный город Припять, Козловский не смог: из-за продолжающегося конфликта россиянам призывного возраста въезд на Украину запрещен.

Фильм, посвященный ликвидаторам, вызвал горячий отклик у выживших — они не только предотвратили дальнейшие взрывы, но и дезактивировали пораженную радиацией зону. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, всего в ликвидации последствий аварии в 1986 и 1987 годах участвовало около 240 000 человек.

Одним из них был Олег Иванович Генрих. Он работал на четвертом реакторе, когда тот взорвался, и сегодня регулярно снимается в документальных фильмах и общается со студентами, чтобы молодежь понимала весь масштаб тех событий.

Сейчас ему 62, и он рад, что в новой российской драме катастрофа показана глазами одного из ликвидаторов-очевидцев.

«Важно то, что фильм показывает судьбу человека, который проявил любовь и преданность своей профессии», — сказал он по телефону. Он сказал, что тушил пожар не только чтобы предотвратить катастрофу, но и ради жены и двух дочек, живших неподалеку.

«Я не сомневаюсь: в ту ночь мы сделали всё, чтобы защитить наш город в трех километрах от станции, — сказал он. — И мы поняли, что наши семьи, наши близкие, наши дети — все они в опасности».

Статья написана при участии Ивана Нечепуренко из Москвы