По словам латвийского министра иностранных дел, «милитаризация» миграции со стороны Белоруссии на границе с Литвой и предстоящие военные учения с участием российских и белорусских войск чреваты «инцидентом» с войсками НАТО в Прибалтике или в Польше.
Как сообщил Эдгар Ринкевич, в ходе российских учений «Запад» существует повышенный риск «недоразумений и определенных действий без санкции начальства».
«У нас пограничный кризис, крупные военные учения на границах стран НАТО и увеличенное присутствие пограничников и воинских формирований на нашей стороне, на литовской стороне, на эстонской стороне, на польской. Разумеется, риск инцидентов растет», — сказал Ринкевич.
В Прибалтике и в Брюсселе растет беспокойство из-за действий президента Белоруссии Александра Лукашенко и его авторитарного режима после постановочных выборов в прошлом году и вынужденной посадки авиалайнера, выполнявшего перелет между странами ЕС, в мае этого года, чтобы задержать журналиста-активиста.
Прибалтийские чиновники говорят, что его последняя тактика — предлагать мигрантам из Ирака, Сирии и ряда африканских стран пакет услуг, включая пересечение литовской границы. Только в этом году в Литву прибыло более 4 000 мигрантов — более чем в 50 раз больше, чем в прошлом.
Ринкевич сказал, что это «явный случай гибридной войны», когда миграция становится инструментом борьбы против ЕС и Литвы.
«Мигрантов фактически используют как оружие. Чем дольше мы живем в XXI веке, тем страшнее становится. То, о чем мы раньше и помыслить не могли, становится реальностью».
Министр иностранных дел Латвии сказал, что его воодушевило решение Ирака приостановить полеты в Минск, что в сочетании с новой тактикой литовских пограничников «выталкивать» мигрантов обратно в Белоруссию значительно сократило число беженцев, пересекающих границу.
Напряженность в Прибалтике нарастает каждые четыре года по мере того, как военные учения России смещаются все ближе к приграничным районам Эстонии, Латвии и Литвы. Ринкевич считает, что учения «Запад» в этом году особенно сложны из-за «продолжающегося элемента гибридной войны».
Он добавил: «Безусловно, у них высокий потенциал для инцидентов. Конечно, если кто-то планирует умышленные провокации, это будет видно. Но, честно говоря, не думаю, что есть смысл разворачивать полномасштабную военную провокацию».
Россия, у которой с Белоруссией тесный союз, — одна из немногих сторонниц Минска. Однако Ринкевич считает, что слишком тесная связь с недавними действиями Лукашенко — «совершенно возмутительными» — не в интересах Москвы.
Но при этом он полагает, что Россия так или иначе причастна к недавним действиям Белоруссии. «Разумеется, трудно себе представить, что такого рода действия могут предприниматься без какой-либо поддержки, координации и сотрудничества», — сказал Ринкевич.
Бывший глава вооруженных сил Эстонии, а ныне депутат Европарламента Рихо Террас на прошлой неделе призвал НАТО задействовать статью 4 устава организации о миграционном кризисе — для этого необходимы консультации между членами военного альянса. Это не столь серьезная мера, как статья 5 о коллективной обороне, и рассматривается как символ глубокого беспокойства НАТО по данному вопросу — и к ней неоднократно прибегала Турция.
Ринкевич намекнул, что в надлежащих обстоятельствах призыв к статье 4 Латвия поддержит. «Если есть реальная необходимость в проведении консультаций с союзниками по НАТО, и если мы увидим необходимость в статье 4, мы ею воспользуемся», — сказал он.