Как сообщают «Известия», военный порт в Балтийске, модернизация которого идет вот уже десять лет, станет одной из самых современных морских баз в мире и позволит Российской Федерации успешно контролировать регион. На самом деле россияне адаптировали главную базу Балтийского флота для приема надводных и подводных кораблей нового поколения, отремонтировав только те элементы инфраструктуры, которые большей частью были созданы еще до Второй мировой войны и буквально разваливались.
Российская сторона сообщает, что модернизация базы Балтийского флота в Калининградской области будет завершена к декабрю 2021 года. Проведенные работы превратят порт в Балтийске в «форпост, обеспечивающий базирование и снабжение любых типов кораблей и субмарин, а также сделает крепостью, способной защищать их от военных угроз». Российские эксперты отмечают, что инвестиция стала «стратегическим ответом РФ на приближение НАТО к границам страны». Как пишут «Известия», график завершения инвестиции на территории военно-морской базы уже согласован и утвержден. Предполагается, что работы закончат в этом году, но часть из них могут довести до конца в начале 2022 года.
Эта тема могла бы остаться практически незамеченной, если бы российский пропагандистский аппарат не решил использовать ее, чтобы подчеркнуть, что обновленный объект «станет одной из самых современных баз в мире, обеспечит присутствие России в Балтийском море и создаст надежный контроль над этим регионом». Независимые эксперты, естественно, взялись проверить эти заявления и выяснить, почему в Балтийске на самом деле развернули работы.
Оказалось, что приступить к инвестициям, потребовавшим больших усилий и ресурсов, вынудила Россию запущенность портовой инфраструктуры. Россияне не признаются в этом прямо, но та находилась в таком плачевном состоянии, что стоящим у причала кораблям зачастую приходилось вместо береговых источников электропитания пользоваться собственными генераторными агрегатами. Это создавало шум, загрязняло воздух, а, что самое важное, ускоряло износ корабельных систем.
Российские СМИ, разумеется, хвалятся, что в Балтийске сейчас могут базироваться их самые крупные корабли 1-го и 2-го ранга, в том числе эсминцы и подводные лодки. На самом деле, они могли пользоваться им и раньше, но лишь в отдельных местах (значительная часть подходов к причалам не подвергалась систематической очистке и обмелела из-за заиливания) и зачастую без возможности подключения к береговой инфраструктуре. Особенно негативно это отражалось на современных кораблях (например, корветах проекта 20380 и корветах проекта 22800) с чувствительной электроникой и вооружениями, которым требуется особая стабильность энергетических сетей.
Впрочем, такая ситуация — вовсе не российская специфика. Заниматься переоборудованием портовой инфраструктуры в связи с поступлением на службу кораблей нового поколения приходится практически всюду. С подобными проблемами столкнулся, например, польский военный флот. Перед появлением у нас американских фрегатов типа «Оливер Хазард Перри» потребовалось провести ремонт южного причала у девятой гавани Военного порта в Гдыне. Дальнейшие инвестиции были связаны с переустройством всей польской базы в Оксивье, чтобы она смогла принимать корабли сил НАТО (речь шла в том числе о строительстве таких «прозаичных» объектов, как медпункт и вертолетная площадка).
Таким образом говорить, будто в Балтийске создается одна из самых современных военно-морских баз в мире, будет преувеличением, ведь россияне просто сделали то, что в других портах (в особенности натовских) давно есть. Там существуют четкие стандарты, которым должны отвечать портовые сооружения, и российскому флоту пришлось внедрять подобные нормы у себя. Такая необходимость возникла тогда, когда на вооружение Балтийского флота стали поступать корабли нового поколения, предъявляющие совершенно иные требования к портовым коммуникациям. Россияне сами признают, что первый этап модернизации базы в Балтийске, который продолжался несколько лет, довели до конца в 2015 году, то есть в момент, когда завершился процесс передачи флоту четырех корветов проекта 20380 типа «Стерегущий» (2008-2014 годы).
Изначально инвестиции делались именно под эти корабли и, по всей видимости, лишь позднее началась модернизация всей остальной базы. Пресс-служба Западного военного округа уточняет, что в начале 2021 года в гаванях Балтийской военно-морской базы были завершены работы по модернизации 16 из 20 причалов общей протяженностью около 3 километров. Там заменили все коммуникации, обеспечивающие стоянку и базирование кораблей и судов, выполнили ремонт причального фронта, уложили новые кабельные линии электроснабжения и водопровод.
Россияне сообщают в этом контексте, что до начала работ на базе в Балтийске было проведено инженерное обследование причалов, которые использовались на протяжении 60 лет без капитального ремонта. В итоге «было обнаружено их аварийное состояние» и «неготовность к постановке боевых кораблей и судов, особенно современных». Выяснилось даже, что в портах Калининградской области использовались причальные комплексы немецкого производства, созданные до Второй мировой войны, то есть им было как минимум 77 лет. Предположительно, тот же возраст имели в Балтийске каналы для трубопроводов и часть самих трубопроводов.
Финансовые проблемы российских вооруженных сил вынуждали откладывать необходимые инвестиции на будущее. Приоритетной задачей сочли поддержание в работоспособном состоянии стареющих кораблей, и приобретение новых. То, что Балтийский флот базируется преимущественно именно в Балтийске, а не в Кронштадте, в данном случае значения не имело.
Портовые инвестиции ограничивало также то, что значение базы в Балтийске из года в год снижалось по мере списания крупных кораблей. Сейчас там находится только один эсминец («Настойчивый» проекта 956 «Сарыч» водоизмещением 8 тысяч тонн, вошедший в состав флота 27 марта 1993 года) и два сторожевых корабля («Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый» проекта 11540 «Ястреб» водоизмещением 4 450 тонн, строительство которых началось в 1987 и 1988 годах).
Решив принять на службу корветы проекта 20380 «Стерегущий», россияне были вынуждены избрать западную методику действий. Сначала готовится база, то есть ремонтируются причалы, обеспечивается поставка электроэнергии и сжатого воздуха и лишь позднее туда приводятся корабли. Такая модернизация позволяет «сохранить ресурс двигателей и механизмов военных кораблей», которые «будут использовать их только при выходе в море, а во время стоянки в порту полностью обеспечиваться с берега». В Балтийске (и, видимо, в Калининграде) просто было сделано то, что на других морских базах, в том числе на большинстве натовских объектов, считается стандартом.
База в Балтийске требовала ремонта и по другой причине. Она служит в том числе для испытания новых надводных и подводных кораблей, строящихся в Калининграде и Санкт-Петербурге. Это современная техника, предназначенная для экспорта и требующая соответствующим образом оборудованных причалов. Так что их просто привели в порядок, но рассказы о том, что таким образом удалось создать одну из самых современных баз в мире, это, скорее, пропаганда, чем описание реалий.
Такое же преувеличение содержится в тезисе, гласящем, что военно-морские базы в Калининградской области и находящиеся там корабли позволят россиянам контролировать Балтийское море. Расположение порта дает основание сформулировать такое утверждение, но оно будет справедливо только в мирный или кризисный период. Если разразится военный конфликт, российские корабли не смогут безопасно покинуть Балтийск, а наземные артиллерийские системы будут угрожать им, даже если они останутся у причалов. Балтийск находится всего в 23 километрах от польской границы, это меньше, чем дальность стрельбы самоходной гаубицы «Краб» 155 мм, самоходной пушки-гаубицы «Дана» 152 мм или реактивной системы залпового огня ВР-40 «Лангуста».
Описывая фронт работ, россияне не упоминают о внедрении новой интегрированной системы противовоздушной обороны своих баз. Даже если для их защиты в аварийном режиме будут использованы такие комплексы, как «Тор» и «Панцирь» (в техническом плане это относительно легко), они будут эффективны лишь в нейтрализации ракет, выпущенных «Лангустами», но никак не артиллерийских снарядов калибра 155 миллиметров.
База в Балтийске станет не крепостью, а главной мишенью, тем более что там находятся корабли, способные использовать крылатые ракеты «Калибр» (дальность полета — более 2 тысяч километров) и «Оникс» (около 600 километров). В случае конфликта гораздо более полезными для россиян могут оказаться наземные системы, которые проще замаскировать в Калининградской области, в том числе береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», батареи зенитно-ракетных комплексов С-400 или ракет «земля — земля» комплекса «Искандер-М». Именно они, а не сама военно-морская база Балтийск — Калининград, будут иметь ключевое значение в оценке потенциала Калининградской области.
Работы в портах региона ведутся преимущественно силами Спецстроя России и Строительного управления № 413 государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление № 4», в них задействовано около 40 единиц техники. Ремонтируются не только причалы, но и портовая инфраструктура. В частности, в Балтийске построили очистные сооружения с возможностью трехступенчатой очистки сточных вод, смонтировали новую ливневую канализацию, начали ремонт подъездных путей. В целом модернизация затронула площадь в 20 тысяч квадратных метров. Благодаря ней в порту смогут маневрировать большие корабли, в том числе 1-го и 2-го ранга.
Как мы видим, инвестиции в Балтийске нельзя назвать чем-то исключительным. В России, впрочем, начали по аналогичной схеме модернизировать и другие военные порты, в первую очередь в Новороссийске и Каспийске. Россияне совершенно справедливо подчеркивают, что речь идет не только о подготовке места базирования кораблей и создании условий для их эксплуатации, но также об улучшении условий жизни и работы моряков. Этим действительно можно похвастаться.