Попытки Белоруссии дестабилизировать ЕС посредством содействия нелегальным иммигрантам, стремящимся попасть в его страны-члены, показывают, что западные санкции против Минска работают. Они оказывают свое воздействие, поскольку видно, что ставший изгоем диктатор Александр Лукашенко впал в «отчаяние». Об этом заявил высокопоставленный чиновник Евросоюза, отвечающий за вопросы миграции.
В этом году тысячи нелегальных мигрантов, в основном граждане Ирака, прилетели в Минск, а потом были перевезены на границу Белоруссии с Литвой. Пересекая границу, они проникли в Евросоюз. Европейские чиновники заявляют, что это инициатива Лукашенко, который таким способом решил нанести ответный удар по Брюсселю.
Из-за наплыва мигрантов остро встал вопрос о защите границ Евросоюза, особенно на фоне опасений из-за усиления конфликта в Афганистане после вывода оттуда американских войск. Шесть стран-членов ЕС написали в Брюссель письмо, в котором потребовали не прекращать депортацию афганских просителей убежища, несмотря на быстрое наступление талибов.
«Я очень обеспокоена ситуацией в Афганистане. Похоже, она ухудшается там ежедневно и почти ежечасно, — рассказала корреспонденту „Файненшл Таймс" (Financial Times) еврокомиссар по внутренним делам Ильва Юханссон (Ylva Johansson). — Существует колоссальный риск, что многие афганцы окажутся в опасности в собственной стране. И конечно, из-за этого они могут стать беженцами».
«Но такие беженцы — это другое, они не имеют отношения к действиям Лукашенко, который использует людей, вероятно, не являющихся беженцами», — добавила она.
В июне ЕС ввел против Минска санкции в ответ на кровавые репрессии Лукашенко против белорусов, вышедших год назад на улицы в знак протеста против его переизбрания на президентский пост, которое было подтасовано. В понедельник Канада, Британия и США тоже ввели против Белоруссии санкции, сделав это согласованно.
«Лукашенко пытается дестабилизировать ЕС, и он использует людей, осуществляя акт агрессии, — заявила Юханссон. — Санкции больно бьют по нему, и поэтому он старается что-то им противопоставить».
«На мой взгляд, существует четкая связь между санкциями и его отчаянием. Ему ничего не осталось, кроме как прибегать к насилию, — сказала она. — Он пытается угрожать нам, потому что мы настойчиво требуем соблюдения фундаментальных прав, права белорусов на свободные и честные выборы. Когда руководитель использует людей, это самое худшее».
В понедельник Лукашенко заявил, что Белоруссия всегда будет давать отпор в случае нападения, и добавил, что санкции вызовут негативную ответную реакцию. По его словам, «это подтверждают и сегодняшние события на границах страны». (Лукашенко признает увеличение миграционного потока из бедных мусульманских стран в Литву, но не признает своей вины в этом, утверждая, что своими санкциями и отказом от всех договоров ЕС вывел себя и из договора о реадмиссии, по которому белорусские пограничники много лет закрывали проход в ЕС для нелегальных мигрантов — прим. ред.)
Количество нелегальных проникновений в Литву в последние дни пошло на убыль. Этому помогло решение Ирака приостановить полеты в Белоруссию, принятое под давлением Брюсселя. Но в понедельник соседняя Латвия заявила, что введет чрезвычайное положение на своей границе и построит забор. А Польша сказала, что с пятницы задержала рекордное количество нелегальных иммигрантов из Белоруссии — 349 человек.
По словам госпожи Юханссон, ЕС уже направил в Латвию пограничников из своего пограничного агентства «Фронтэкс» (Frontex). А Еврокомиссия находится в готовности при необходимости «активизировать собственные действия», если Польше и Латвии понадобится дополнительная помощь.
«Совершенно ясно, что Лукашенко таким способом использует людей против Литвы, против Польши, против Латвии и против ЕС, — сказала еврокомиссар. — Очевидно и ясно, что он угрожает не только собственному народу, но и остальным».
Организованная нелегальная миграция вызывает серьезную обеспокоенность в ЕС с 2015 года, когда туда прибыли почти два миллиона человек, в основном бежавшие от войны сирийские беженцы. Это превратилось в расколовшую общество социальную проблему, которой пользуются многие экстремистские партии.
С тех пор в адрес турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана и российского руководителя Владимира Путина звучат обвинения в том, что они угрожают Евросоюзу новой волной массовой миграции.
«Существуют определенные сходства в таком использовании мигрантов, людей, в превращении их в инструмент давления, — сказала Юханссон, отвечая на вопрос о том, не взял ли Лукашенко такие угрозы на вооружение. — Но есть также важные отличия. Лукашенко пускает людей [из третьих стран], давая им ложную информацию. Это не жители Белоруссии и не принятые Белоруссией беженцы».
Эта ситуация отличается и от афганской, где боевики «Талибана» (организация, запрещенная в России — прим. ред.) успешно продолжают свое наступление и в понедельник захватили уже шестую столицу провинции.
Дания, Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды и Греция на прошлой неделе призвали Юханссон и заместителя председателя Европейской комиссии Маргаритис Схинас (Margaritis Schinas) не прекращать депортацию афганцев, которым не было предоставлено убежище в ЕС, и продолжать ее даже в условиях разрастающегося в стране конфликта.
Если процесс принудительной репатриации будет приостановлен, еще больше афганских граждан будет уезжать из своей страны в Евросоюз, написали они.