Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Delfi (Латвия): потеря — не совсем потеря. Латвийская судья прокомментировала «серебро» российских гимнасток в Токио

© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкОлимпиада-2020. Дина Аверина выполняет упражнения с обручем на соревнованиях по художественной гимнастике на Олимпийских играх в Токио
Олимпиада-2020. Дина Аверина выполняет упражнения с обручем на соревнованиях по художественной гимнастике на Олимпийских играх в Токио - ИноСМИ, 1920, 11.08.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
25 лет лидерство в художественной гимнастике удерживали представительницы российской школы. Но в Токио им достались серебряные медали. Негодование проигравших было велико: судей обвинили в намеренном занижении оценок и даже политическом заказе. Портал Delfi попросил латвийскую судью прокомментировать выступления спортсменок.

Напомним, что в Токио золотая медаль в многоборье досталась гимнастке из Израиля Линой Ашрам, которая обошла россиянок. Дина Аверина заняла второе место, «бронзу» получила Алина Горносько из Беларуси, на четвертой позиции — Арина Аверина, сестра Дины. Первое и второе место разделили всего 150 сотых. В групповых упражнениях Россия также заняла второе место.

Российские «художницы» впервые за 25 лет не выиграли золото в личном многоборье на Олимпадах. Ранее побеждали Юлия Барсукова (Сидней-2000), Алина Кабаева (Афины-2004), Евгения Канаева (Пекин-2008 и Лондон-2012) и Маргарита Мамун (Рио-2016).

После соревнований Дина Аверина, а также многие российские специалисты и известные люди выразили несогласие с поставленными оценками. Винер-Усманова, в свою очередь, назвала судейство позором и заявила, что на Играх-2020 у Международной федерации художественной гимнастики «было прямое задание прервать гегемонию России».

Сегодня появилось сообщение о том, что Линой Ашрам сделала свой аккаунт в «Инстаграме» закрытым. О причинах такого решения можно лишь предполагать: ранее Дина Аверина призвала прекратить травлю Ашрам в соцсетях. Также стал известен размер премии, которую получит Ашрам за выигрыш золотой медали на Играх — 985 тысяч шекелей (260 тысяч евро). Россиянка за «серебро» получила 30 тысяч евро, а в случае победы ее премия могла бы стать почти вдвое больше.

Портал Delfi попросил Татьяну Никитину прокомментировать ситуацию с оценками спортсменок.

«Все, что я сейчас читаю на информационных просторах, меня удивляет, — говорит Никитина. — Даже я — судья, которая работает на Кубках мира и других чемпионатах, не могу сказать, насколько судейство в Токио было справедливым, не просчитывая упражнения конкретных гимнасток. Нельзя навскидку сказать, у кого оценка должна была быть выше, у кого — ниже. То есть надо сесть и подсчитать. Просто глядя на выступление девочек, невозможно четко ответить на вопрос, кто исполнил свое упражнение лучше и допустил меньше ошибок».

Никитина признается, что сама не просчитывала оценки, поэтому комментировать ситуацию не вправе. «Меня удивляют люди, которые не имеют малейшего представления о системе судейства и „на глаз" выдают такие суждения — засудили кого-либо или нет. Впрочем, каждый имеет право на свое мнение».

—  Поясните, что именно надо просчитать, чтобы оценить справедливость решения судей?

— Оценка гимнастки состоит из четырех компонентов. Сложность делится на два компонента, исполнение тоже на два — техническое исполнение и артистизм. Поэтому, не просчитав все надбавки, ни о чем судить нельзя. Эмоции здесь не помогут — надо считать.

Поэтому я не могу голословно кого-то оправдывать или обвинять. Понимаю, как это выглядит со стороны: Дина Аверина не допустила технических ошибок, а Линой Ашрам уронила ленту. Но это не означает, что Аверина должна была выиграть, так как существуют другие критерии оценки. Учитывается сложность.

—  Поскольку оценка многогранна, насколько важна сложность программы?

— Система меняется регулярно. Раньше были ограничения по сложности, гимнастка могла набрать максимум 10 пунктов за сложность, остальное «сгорало». Тогда решающим было исполнение, многие ведущие гимнастки набирали 10 пунктов, и судьбу золотой медали решала чистота исполнения. Несколько лет назад «потолок» сложности отменили: сколько успел — все твое. То есть как исполнение, так и сложность могут повлиять на окончательный результат. Ты можешь допустить техническую ошибку на пять или семь десятых, но выиграть из-за уровня сложности. Поэтому, не просчитав все компоненты, нельзя судить об оценке. Для судьи это означает просмотреть выступление гимнастки четыре раза.

—  Получается, потеря предмета еще не означает меньшую оценку?

— В принципе, да. Потеря может стоить пять или семь десятых, как я уже говорила, максимум могут снять один пункт при серьезной потере (это когда за упавшим предметом надо пробежать через половину площадки). Сестры Аверины тоже выигрывали соревнования с потерями. И тогда говорили: да у них была потеря, но при этом сложность так высока, что они недосягаемы. Такие комментарии можно было встретить, например, на последних Кубках мира.

Да, Ашрам может где-то уступать в исполнении, но она очень конкурентоспособна в сложности программы. Могу сказать, что те судьи, которые работали на Олимпиаде, серьезные профессионалы. Насколько я могу судить, они всегда были достаточно объективны.

—  Насколько вы разделяете мнение, что израильскую гимнастку «затачивали» именно под систему сложности?

— Девочки к этой Олимпиаде шли пять лет, проходили через очень сложные критерии отбора. У каждого тренерского коллектива свой подход, своя тактика. Кто-то работает на чистоту исполнения, кто-то — на сложность. В случае с израильской гимнасткой труднее было ставить на чистоту исполнения, поэтому тренеры совершенно верно сделали упор на сложность. Линой Ашрам очень скоординированная гимнастка, с хорошей выдержкой — ставка на сложность сработала. Аверины тоже хороши. Но, что произошло на сей раз, мне трудно сказать.

—  Когда мы увидим представительницу латвийской гимнастики на Олимпиаде?

— Наша гимнастка Лиза Полстяная шла к этому. Она не так давно появилась на международной арене, ей буквально немного не хватило опыта и авторитетности в художественной гимнастике. Все же это субъективный вид спорта, для судей важно имя гимнастки. Елизавета достаточно перспективная спортсменка, насколько я знаю, в ее планах бороться за место на следующей Олимпиаде.

В нашем виде спорта главное, чтобы не было травм и хватило выносливости. Тем более что следующая Олимпиада не через четыре, а уже через три года. Судя по возрасту, Полстяная должна быть в хорошей форме — как раз есть время, чтобы окрепнуть. При всех благоприятных исходных факторах пробиться на Олимпиаду через квоты Международной федерации очень сложно.