Страх и неуверенность царили в главном зале российского парламента. Там расположился центр сопротивления государственному перевороту, призванному покончить с перестройкой и вернуть СССР к советской ортодоксальности. Послушав речи о защите реформ, я покинул здание, чтобы собрать больше новостей о том, что происходило 19 августа 1991 года, ровно 30 лет назад.
На улице посреди классического зрелища, сопровождающего перевороты, я увидел танки. Меня сразу же поразила толпа, решительно двигавшаяся к парламенту и собиравшаяся у его дверей. В этой толпе я увидел российского лидера и ультрареформиста Бориса Ельцина, окруженного телохранителями и сторонниками.
Я последовал за толпой. Ельцин влез на присланный путчистами танк. Ошеломленный танкист ответил на рукопожатие российского лидера. Военная машина превратилась в сцену, и рулевой сопротивления произнес: «Реакция не пройдет!»
Слова Ельцина стали пророческими. Всего за три дня переворот, устроенный ортодоксальными коммунистами, развалился, а вместе с ним и план по отстранению от Кремля Михаила Горбачева, отца перестройки.
Задуманный для спасения СССР от сепаратистской волны, раздирающей созданную Владимиром Лениным в 1917 году империю, переворот привел к противоположному эффекту. Его провал ускорил националистические тенденции и внес значительный вклад в дезинтеграцию СССР.
Образ Ельцина на танке, его мужество в сбивании с толку путчистов в ожидании отступления homo sovieticus, придал сил сопротивлению. Он стал символом исторического момента и неопровержимого восхождения ельцинизма.
Ельцин управлял Россией, крупнейшей из 15 республик (а на деле провинций) СССР и враждовал с Горбачевым, которого критиковал за медлительность реформ. Он стремился попасть в Кремль и бросал вызов центральному правительству, поддерживая отток сил к региональным властям.
Победа, достигнутая в августе 1991 года, заставила политические весы решительно склониться в сторону Ельцина. Четыре месяца спустя вместе с двумя другими региональными лидерами (Украины и Белоруссии) российский «вождь» заявил об игнорировании центральной власти, находившейся в руках Горбачева, и объявил о конце СССР. На карте мира там, где раньше находилась красная империя, появилось 15 независимых государств.
Хотя на Западе Горбачевым восхищались за его роль в прекращении холодной войны, дома ему приходилось иметь дело с ужасным процессом политической коррозии. Перестройка принесла с собой неслыханные свободы, но также и самый масштабный со времен Второй мировой войны экономический кризис.
Несостоятельность советской модели питала сепаратистские тенденции в огромной стране, раскинувшейся от границы с Польшей до морей Аляски. И в экономическом крахе винили Горбачева.
Отцу реформ приходилось лавировать между сторонниками отделения и консервативным истеблишментом, стремившемся сохранить империю неизменной. Коммунисты, сопротивлявшиеся реформам, видели в перевороте последний выход, но ошиблись в расчетах, упустив способность Ельцина мобилизовать силы против заговора в брежневском стиле.
Увидев своими глазами историческую сцену с Ельциным на танке, я вернулся в кабинет и включил телевизор. Сначала зачитали официальные сообщения заговорщиков, а потом показали скучную программу о «счастливом Советском Союзе».
Авторы заговора считали, что продолжают жить в 60-х, когда консервативный переворот под предводительством Леонида Брежнева сверг Никиту Хрущева. Однако настали другие времена. И СССР перестал существовать.
Комментарии читателей:
Marcos Benassi
Посмотрим, когда какой-нибудь храбрый израильтянин залезет на ракетную установку, чтобы произнести пацифистскую речь…
Emanoel Tavares Costa
Вот так испарилась давняя мечта об эгалитарном обществе, уже и так подпорченная правыми социалистами, которых создал Сталин!
Jose Padilha Siqueira Neto
Как задолго предсказывал Троцкий (в «Преданной революции»), конец СССР приведет к возвращению капитализма руками бюрократов партии, которые станут новыми капиталистами и новыми бандитами. Намного умнее поступили китайцы, не зря Горбачев намного больше нравился Западу, чем собственному народу.
José Cardoso
Коммунизм стал той идеологией, которая забальзамировала старую Российскую империю на несколько десятилетий после Первой мировой, когда Австро-Венгерская, Османская и Германская империи исчезли. В 1991 году, когда идеология пала, она была уже высохшей мумией, которая просто рассыпалась.
Alfredo de la Cruz Aleman Gutierrez
Ельцин и Горбачев — два очень редкие либертарианские образа для народа, почти всю свою историю жившего под давлением императоров, автократов и в целом сторонников геноцида. Этот народ выбрался из тисков непосредственного царизма, чтобы попасть в пасть ещё более жестокого коммунизма, а Ленин и Сталин стали его неумолимыми безжалостными палачами, которые ничто и никого не избавляли от разрушения, распада, репрессий, унижения и, в конечном итоге, смерти, желательно наиболее жестоким способом.
Alderijo Bonache (в ответ Alfredo de la Cruz Aleman Gutierrez)
Ельцин и Горбачев были просто-напросто предателями России, а те, кто им поклоняется, должно быть скучают по тем временам, когда страна превратилась в территорию без руководства — весьма похоже на нашу современную Бразилию!