«Мы знаем, что Турция намерена реализовать проект по производству собственного истребителя пятого поколения TF-X. Мы можем рассмотреть возможность поддержки турецких партнеров в создании нового истребителя», — заявил глава российской государственной компании оборонной промышленности «Ростех» Чемезов.
Генеральный директор российской государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов в беседе с корреспондентом «Анадолу» (Anadolu) накануне Международной выставки оборонной промышленности (IDEF), стартующей 17 августа в Турции, в которой «Ростех» также принимает участие, прокомментировал сотрудничество между Турцией и Россией в военно-технической сфере.
Отметив, что Турция добилась значительных успехов в сфере оборонной промышленности, Чемезов сказал: «Турция принимает эффективные меры, направленные на импортозамещение в сферах оборонной и авиационной промышленности. Насколько мне известно, в начале 2000-х годов доля турецких технологий в оборонной промышленности Турции была незначительной, а сегодня этот показатель достиг порядка 70%, что свидетельствует о высокой эффективности проводимой политики».
По словам гендиректора «Ростеха», шаги, связанные с поставками систем противовоздушной обороны С-400, также важны с точки зрения сотрудничества двух стран. «Хочу подчеркнуть, что Турция — первая и единственная страна НАТО, подписавшая контракт на поставку самых современных систем противовоздушной обороны С-400. Это важный фактор в развитии нашего двустороннего партнерства», — добавил он.
Выразив готовность обсуждать сотрудничество с Турцией в различных областях оборонной промышленности, Чемезов продолжил: «Мы готовы обсуждать вопросы технологического сотрудничества с Турцией на основе взаимной выгоды. Детали такой работы могут быть согласованы только на основе договоренностей, достигнутых сторонами в ходе переговоров».
Совместное производство военных самолетов
Подчеркнув, что Россия и Турция могут начать переговоры по совместному производству военных самолетов, Чемезов заявил: «Мы всегда открыты к диалогу с нашими партнерами. Если Турция проявит интерес, мы готовы сотрудничать и в этом направлении. Мы знаем, что Турция намерена реализовать проект по производству собственного истребителя пятого поколения TF-X. Имея авиационные системы и опыт их разработки и производства, мы можем рассмотреть возможность поддержки турецких партнеров в создании нового истребителя».
Турция и Россия также могут начать переговоры по совместному производству вертолетов, рассказал Чемезов. «Конечно же, такая возможность существует. Однако для дальнейших шагов мы ждем от Турции конкретного предложения. Мы будем готовы поддержать и развивать сотрудничество в этом направлении, как только будет сделан первый шаг», — констатировал гендиректор российской корпорации.
Отметив, что производство вертолетов продолжает оставаться одним из перспективных направлений сотрудничества между двумя странами и Россия готова предложить турецкой стороне различные типы вертолетов, Чемезов сказал: «Например, в 2018 году компания "Вертолеты России" и турецкая компания "Kaan Air" подписали контракт на поставку вертолетов Ка-32, применяемых для тушения пожаров. Эти вертолеты достаточно универсальны. Ка-32 могут успешно применяться в поисково-спасательных операциях, эвакуации больных и раненых, патрулировании и поддержке операций сил специального назначения. Мы также можем предложить нашим партнерам многоцелевые вертолеты типа "Ансат"».
Успех Турции в разработке БПЛА
Чемезов подчеркнул, что Турция достигла важного этапа в производстве бесплотных летательных аппаратов (БПЛА): «Турция имеет большой опыт в разработке беспилотных летательных аппаратов. "Ростех" также имеет опыт в области технологий гражданских БПЛА. Несомненно, у нас есть потенциальные точки соприкосновения с нашими турецкими коллегами, где мы можем представить наши решения для реализации проектов не только в оборонной, но и в гражданской сфере».
Чемезов рассказал, что «Ростех» расширил ассортимент медицинских товаров во время эпидемии коронавируса нового типа (covid-19): «Мы значительно увеличили наши возможности по производству медицинских изделий в период пандемии. Компании, аффилированные с "Ростехом", поставили сотни тысяч изделий медицинского назначения для борьбы с эпидемией. Хочу особо отметить наш новый продукт "КОВИД-глобулин", разработанный компанией "Нацимбио". Препарат предназначен для лечения коронавирусной инфекции и работает на основе плазмы крови людей, содержащей антитела к вирусу».
Подчеркнув, что «КОВИД-глобулин» является первым официально одобренным препаратом такого типа против covid-19 в мире, Чемезов сказал: «Препарат помогает организму преодолеть инфекцию. Хочу подчеркнуть, что препарат предназначен не для профилактики, а именно для лечения коронавирусной инфекции».
Собеседник агентства рассказал также о продолжающихся работах над вакциной, призванной защитить не только от covid-19, но и другого респираторного заболевания с высоким пандемическим потенциалом — гриппа.
«Есть возможности сотрудничества в гражданской авиации»
Отметив, что сотрудничество между Турцией и Россией в области авиации является одним из перспективных направлений, Чемезов сказал: «Мы думаем, что наши партнеры могут быть заинтересованы в нашем среднемагистральном пассажирском самолете МС-21. Этот самолет выйдет на рынок в следующем году и будет конкурировать с семейством Airbus A320 и семейством Boeing 737».
Глава «Ростеха» рассказал, что в 2022 году планируется завершить сертификацию пассажирского самолета новой модели Ил-114, добавив: «С 2023 года мы начнем серийные поставки. Ил-114 идеально подходит для применения в сложных географических и климатических условиях, в отдаленных районах без современных взлетно-посадочных полос и инфраструктуры аэропорта».
Подчеркнув также желание развивать сотрудничество в сфере пожаротушения, Чемезов отметил: «Летом прошлого года самолеты-амфибии Бе-200 совершили более 200 вылетов для тушения лесных пожаров в Турции. В этом году самолеты нашего производства также приняли активное участие в тушении пожаров в Турции в сложных условиях местности, при сильном задымлении и высоких температурах. Это один из самых надежных противопожарных самолетов в мире. Недавняя авария стала первой аварией Бе-200 за 20 лет при тушении сложных пожаров. Причины пока не установлены, но уже сейчас можно сказать, что экипаж работал самоотверженно и в тяжелых условиях. Совершались чрезвычайно сложные и рискованные маневры».
Отметив наличие возможностей сотрудничества и в области информационных технологий, Чемезов подчеркнул, что у корпорации есть широкий спектр продуктов и в данной сфере, особенно в области умных городов.