В международных СМИ президента России Владимира Путина нередко выставляют этаким ловким манипулятором, которому благодаря кагэбэшному прошлому ничего не стоит перехитрить оппонентов и оказаться на три шага впереди. Но реальность несколько прозаичнее. Хотя Путин на международной арене пыжится и надувает щеки, основной его успех в возрождении российского статуса за последние два десятилетия объясняется гораздо более приземленным сочетанием подкупа, оппортунизма и старой доброй агрессии.
Самый очевидный пример ограниченности Путина как стратега — его катастрофический подход к Украине. Когда он только пришел к власти на рубеже тысячелетий, Россия и Украина были настолько тесно переплетены, что границы между двумя странами нередко казались размытыми.
Прошло два десятилетия, и Россия и Украина уже восьмой год ведут необъявленную войну, которую спровоцировал лично Путин, и которая разрушила двусторонние связи и привела к беспрецедентному в истории краху российского влияния. Геополитический мудрец так не поступает.
Путин по-прежнему наотрез отрицает ущерб, который сам же нанес двусторонним отношениям с Украиной, и упорно отказывается менять курс. Наоборот, его явная одержимость Украиной с началом военных действий в 2014 году лишь усилилась. Последним симптомом этой фиксации стало его выдающееся эссе из 5 000 слов, опубликованное в июле 2021 года. В нем Путин выдал бескомпромиссно империалистическую трактовку российско-украинских отношений.
Статья Путина, озаглавленная «Об историческом единстве русских и украинцев», призвана доказать его основополагающий тезис, что русские и украинцы действительно — «один народ», а нынешний раскол — результат исторической несправедливости и носит характер временный и искусственный. Одно с этим аргументом не так: подавляющее большинство украинцев с ним не согласны.
Недавно опубликованный опрос предлагает более глубокое понимание отношения украинцев к путинскому эссе и показывает, что общественное мнение больше на стороне пренебрежительной позиции Зеленского. Опрос всемирно известного Центра Разумкова показал, что большинство украинцев не согласны, что они с русскими «один народ». Утверждение Путина об отсутствии исторических предпосылок для отдельной украинской нации поддержали лишь 12,5% респондентов, а 70,4% с ним не согласились.
Важно отметить, что убедительное несогласие было отмечено во всех регионах Украины и во всех возрастных группах. Хотя самый высокий процент был зарегистрирован на Западной Украине, но и респонденты на традиционно русофильском востоке страны тоже отвергли путинские выкладки, причем с огромным перевесом — 52,4% против 21,8%. С путинской теорией о «едином народе» не согласились даже сторонники открыто прокремлевской партии «Оппоциционная платформа — За Жизнь»: 40,3% против и лишь 32,9% за.
Ответ на второй вопрос о законности российских претензий на украинские земли оказался столь же убийственным. В своем эссе Путин утверждал, что сегодняшняя Украина во многом создана за счет «исконно русских земель», подаренных украинцам в советское время. «Очевидно одно: Россия фактически была ограблена», — написал он. Однако это утверждение украинцы отвергли даже решительнее, чем идею «одного народа»: 75,7% против и всего 7,4% за.
Из результатов опроса Центра Разумкова складывается неизбывное впечатление, что Украина едина в своем неприятии Путина с его доктриной «одного народа». Этому вторят и другие данные — в том числе результаты украинских выборов, начиная с 2014 года, когда поддержка пророссийских партий резко упала до рекордно низкого уровня. Украинские избиратели развернулись к политическим силам, которые ратуют за национальное единство и евроатлантическую интеграцию.
Едва ли можно себе представить украинский ответ яснее — но Путин, похоже, не слышит. Напротив, российский лидер упрямо и с эмоциональной глухотой отстаивают свою правоту, хотя многие уже истрактовали его эссе как объявление войны украинской государственности.
Ужасно то, что всего через несколько дней после публикации пространный трактат Путина стал обязательным чтением для российских солдат. Их, что, готовят перед предстоящим наступлением? Это еще предстоит выяснить, но нет и не может быть никаких сомнений: путинские аргументы пугающе похожи на оправдание большой войны.
Поскольку мириться с утратой Украины Путин отказывается и активно готовит почву для будущей эскалации, жизненно важно, чтобы вокруг Украины твердо сплотилось международное сообщество. Многих в Москве воодушевило недавнее решение США ослабить сопротивление российскому газопроводу «Северный поток — 2», который считается геополитическим оружием, нацеленным в первую очередь на Украину. Западные лидеры должны избегать столь неоднозначных заявлений об Украине, если они хотят предотвратить дальнейшую российскую агрессию.
Ближайшие дни окажутся решающими. 22 августа в Киеве ждут канцлера Германии Ангелу Меркель, а неделю спустя президент США Джо Байден примет в Белом доме Зеленского. Они должны воспользоваться этой возможностью, чтобы недвусмысленно дать Путину понять, что они не считает украинцев и русских «одним народом» и полностью отвергают имперские претензии России на Украину.