Рикардо Зедано (Ricardo Zedano): Здравствуйте!
Сегодня у нас в гостях, политический эксперт России, руководитель организации «Креативная дипломатия», Наталья Валерьевна Бурлинова, которая согласилась высказать свое мнение о позиции России касательно последних событий, имеющих место быть в разных частях мира.
Добрый день, Наталья Валерьевна!
Наталья Бурлинова: Добрый день!
— Спасибо за то, что Вы согласились высказать свое мнение, в рамках которого мы с Вами хотели бы обсудить вопросы, касающиеся международной политики России и вызывающие большой интерес у латиноамериканской аудитории. Среди них следующие:
Помимо деятельности дипломатической миссии России в Совете Безопасности ООН и в других международных форумах, какими еще механизмами обладает российское правительство для донесения позиции Москвы до мирового общественного мнения относительно событий, которые негативно повлияли на региональную и глобальную стабильность, таких как переворот на Украине и приход к власти представителей фашистского неонацистского направления, военные учения Sea Breeze 2021, проведенные НАТО на Черном море, бегство США из Афганистана, блокада, навязанная правительством США против Венесуэлы и Кубы и т.д.
— Во-первых, это механизмы двухстороннего сотрудничества со странами. Классическую дипломатию никто не отменял. Российские дипломаты в основном качественно выполняют свою работу и стараются сделать все, чтобы доносить позицию России до политических элит других стран.
Во-вторых, за последние 15 лет Россия нарастила разнообразный инструментарий в области информационной политики и публичной дипломатии. В современном мире для страны, претендующей на серьезные международные позиции, критически важно иметь собственные информационные инструменты коммуникации с зарубежной аудиторией, с обществами других стран. Для современной России важность наличия таких инструментов стала очевидной в 2008 году после военного столкновения с Грузией. С тех пор наши отношения с Западными странами только ухудшаются, и Россия постепенно выстроила информационную систему, которая помогает нашей стране говорить с обществами других стран вопреки и через голову США и их союзников. Я имею в виду в первую очередь, конечно, сеть телеканалов Russia Today, вещание RT в интернете, платформу Sputnik на самых разных языках. Их деятельность жутко бесит Запад, но Россия намерена и дальше разговаривать с жителями других стран без посредников.
— На ваш взгляд, насколько важно для России разъяснить свою позицию по внешней политике мировому общественному мнению, гражданским субъектам и на глобальных информационных форумах, таких как социальные сети?
— Очень важно. Без этого сегодня никуда. Мир изменился, основная коммуникация ушла в интернет. Российские информационные игроки также сделали ставку на интернет вещание. Могу Вам привести такие данные из открытых сообщений главного редактора Russia Today Маргариты Симоньян. В ноябре 2020 года RT вышел на третье место среди всех мировых новостных вещателей по количеству уникальных пользователей в соцсетях старше 18 лет, обойдя по этим показателям BBC и CNN. RT также занял четвертое место по количеству уникальных пользователей в соцсетях, и здесь обойдя BBC. Испаноязычный RT — «самый популярный новостной портал в Facebook на испанском языке, у которого 18 миллионов подписчиков — на 5 миллионов больше, чем у CNN на испанском. Самый популярный новостной канал на испанском языке на YouTube — 4,2 миллиона подписчиков и 2,5 миллиарда просмотров. Все эти данные мы собрали в рамках нашего экспертного доклада «Публичная дипломатия России в эпоху covid-19», который был подготовлен Центром «Креативная дипломатия» при поддержке Российского совета по международным делам и презентован в апреле 2021 года.
— Судя по тому, что публикуют некоторые международные СМИ, Россия виновата во многих бедах, таких как вмешательство в президентские выборы в США и другие проблемы, такие как взлом сетей правительственных штатовских учреждений. Каково ваше мнение, кто стоит за этой кампанией и какова ее цель?
— Цель одна — испортить имидж России, ее репутацию добропорядочной страны-партнера. Стоят за этим силы, не готовые смириться с тем, что мир меняется, что уходит в прошлое система доминирования одной страны, больше нет идеологического гегемона в мире. Конечно, для определенных элит и политических групп как в США, так и в Европе, это серьезная проблема. Им трудно смириться, что после 90-х годов Россия не ушла в прошлое навсегда, что она остается и боле того, продолжает играть заметную роль в международных делах. А иногда эта роль, прямо скажем, решающая, как, например, в Сирии.
— Что касается России, то среди широкого круга латиноамериканского общественного мнения преобладает негативный стереотип, распространяемый некоторыми западными СМИ. На ваш взгляд, что сделать, чтобы латиноамериканская публика увидела настоящее лицо «грозного русского медведя»?
— России необходимо уделять больше внимания общественной дипломатии, возвращаться к опыту Советского Союза в области контактов между людьми. Необходимо активизировать работу по молодежному направлению, запускать программы для молодых латиноамериканских лидеров: журналистов, политиков, представителей некоммерческих организаций. Больше приглашать студентов на обучение в нашей стране. Здесь нет ничего неправильного. Американцы десятилетиями работаю таким образом в странах Вашего региона и получают на выходе то самое негативное общественное мнение в отношении России. Нам надо было начинать работу с гражданским обществом не вчера, а позавчера. Мы уже и так многое упустили.
— Насколько может быть опасным для России появление фашистского неонацистского государства на Украине, бегство США из Афганистана и штатовская поддержка ИГ (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.), как раз на фоне их бегства.
— Давайте начнем с того, что появление фашистского государства где бы то ни было опасно не только для России, но и для всего мира. Однажды в истории мы уже сталкивались с расцветом фашистской и нацистской идеологии. И Россия — тогда Советский Союз — заплатил самую большую цену, потеряв 27 миллионов человек, в борьбе за то, чтобы на земле больше не было ни фашистских, ни нацистских государств. Поэтому те тенденции к проявлению крайне националистического характера украинской политики и современного украинского государства не могут не беспокоить Россию. Тем более очевидно это не стремление всего украинского народа, а лишь политические взгляды одной части населения, которая сегодня доминирует и диктует свои правила и ценности. С этим мириться нельзя. Потому что далее эта политическая «зараза» будет расползаться и на другие страны.
Что касается Афганистана, то думаю, что уход США из этой страны не было для политического руководства России чем-то неожиданным. Этот регион никогда не был покорным внешнему завоевателю. Российские военные и специальные службы пристально следили за развитием ситуации в этом регионе все эти годы, оценивали варианты событий. Это США тут пришлый гость, а Россия — историческая и неотъемлемая часть этого региона, во многом гарант стабильности и баланса сил. Думаю, мы готовы к любому дальнейшему развитию ситуации. И у России хватит и военных, и политических, и дипломатических сил, чтобы сдержать этот регион к скатыванию в новый хаос.
— Еще раз хочу поблагодарить Вас за очень интересный разговор и прощаемся с нашей гостьей.
— Большое спасибо и до свидания.