Российский президент Владимир Путин и немецкий канцлер Ангела Меркель встретились сегодня в Москве в последний раз, по крайней мере в качестве лидеров двух государств. Их политические отношения продолжались 16 лет с тех пор, как Меркель стала немецким канцлером. Эти отношения сохранились, несмотря на разные позиции, а также глубокий раскол между Россией и Западом. Напомню, что в будущем месяце Ангела Меркель уйдет на политическую пенсию и покинет пост канцлера.
Во время совместной пресс-конференции перед встречей Путин заявил: «Я бы хотел подчеркнуть, что Германия по-прежнему остается одним из главных наших партнеров, не только в Европе, но и в мире. Все это во многом благодаря Вашей работе в течение последних 16 лет. Германия — наш крупнейший торгово-экономический партнер после Китая».
Меркель, в свою очередь, подчеркнула, что, несмотря на разные позиции, Россия и Германия всегда поддерживали связь и продолжали диалог.
Ранее на этой неделе ее представитель отметил, что Путин и Меркель затронут многие темы, в том числе Афганистан, Белоруссию, Ливию, Украину, Северный поток — 2…
Отношения между Россией и Германией многое выдержали за прошедшее время, но, несомненно, это было нелегко. Проект «Северный поток — 2», газопровод из России в Германию, почти завершен, но столкнулся с ожесточенным сопротивлением Соединенных Штатов, а также некоторых союзников Германии по НАТО и ЕС в Европе.
Кроме того, дополнительным испытанием для отношений между Берлином и Москвой стали обвинения немецких властей в адрес России из-за отравления Навального (Алексей Навальный — создатель Фонда борьбы с коррупцией, внесенного в реестр НКО-иноагентов — прим. ред.). Я напомню, что этот видный российский оппозиционер уехал в Германию на лечение, и немецкая военная лаборатория установила, что в России Навального отравили боевым ядом «Новичок». Россия резко опровергла подозрения в покушении на Навального, а он, удивив многих, решил вернуться в Россию. Там его вскоре арестовали, и теперь он отбывает тюремный срок за мошенничество (многие считают, что судебный процесс был сфабрикован по политическим причинам).
Непосредственно перед приездом Меркель в Москву, вчера, российские власти обвинили Германию в том, что немцы выдумали всю историю с отравлением Навального, чтобы «дискредитировать Россию в глазах мировой общественности», и назвали это «спланированной провокацией».
В некоторые моменты отношения между Москвой и Берлином, то есть между Путиным и Меркель, многим представителям Запада, прежде всего Соединенным Штатам, казались буквально идиллическими, «слишком хорошими». Конечно, сейчас, накануне ухода Меркель с поста канцлера, который она занимала многие годы, отношения не столь хороши, но сам факт, что она приехала в Москву, говорит о том, что российско-немецкие отношения находятся по-прежнему на более высоком уровне, чем отношения Москвы с Вашингтоном или Лондоном.
Меркель уже в 19-й раз посетила Россию с тех пор, как стала канцлером в 2005 году. Вообще немецкий канцлер много ездила, и за прошедшие годы нанесла 500 официальных визитов. Чаще всего она бывала во Франции (70 раз). Как раз эта деталь говорит о том, насколько изменились отношения между Берлином и Парижем с тех пор, как две эти страны враждовали во время Второй мировой войны. Сегодня Германия и Франция — ведущие страны Европы, особенно после британского Брексита. И все же Германия более влиятельна уже хотя бы потому, что ее экономика сильнее французской.
В США Меркель, в качестве канцлера, была 22 раза, а в Китае — 12. На самом деле 12 визитов в Китай это мало, учитывая, как она любит рассуждать о глубине отношений Германии с этой экономической сверхдержавой.
Отношение Меркель к США всегда носило деловой и союзнический характер, но никогда не было идиллическим. Дело тут, пожалуй, не столько в самой Меркель, сколько в Соединенных Штатах. Несмотря на огромную трансформацию, которую Германия пережила после Второй мировой войны (и объединения Восточной и Западной Германии после завершения холодной войны), США сохранили подозрительное отношение к Берлину. Возможно, в глазах американских геостратегов Германия — все же слишком «восточная» страна, и поэтому они подозревали, что Германия будет стремиться сохранить хорошие отношения с обоими полюсами мира. Конечно, для самой Германии это не только коммерчески выгодно, но и, пожалуй, жизненно важно, если смотреть с геополитической перспективы. Германия понимает, что в случае вооруженного конфликта между Востоком и Западом она первой окажется под ударом.
Кое-кто в Германии обеспокоен американским военным присутствием, которое сохранилось со времен Второй мировой войны. Другие считают это военное присутствие важнейшей гарантией того, что Германия останется в западной сфере интересов и будет защищена от возможного нападения с Востока.
Эта концепция просуществовала десятилетия, но в последние годы пошатнулась. Отношения между Вашингтоном и Берлином охладели после избрания Дональда Трампа. Он начал сильно давить на Германию, утверждая, в том числе, что Германия выделяет мало средств на совместную оборону НАТО или что немецкий экспорт в США ведется «нечестно» (трактовка Трампом капитализма и свободного рынка всегда связана с идеями националистической экономии).
Немаловажно, что десять лет назад документы Сноудена подтвердили: США ни за кем в мире не шпионят так, как за Германией. Конечно, это не случайно. Ясно, что США хотят держать под полным и постоянным контролем все, что происходит в Германии, и досконально знать, чем «дышит» Берлин. Скепсис в отношении немецкой лояльности, точнее односторонней лояльности, по мнению США, в чем-то даже оправдан. США пытались разными способами, влиянием и давлением, заставить Германию отказаться от Северного потока — 2, но успеха так и не добились.
Это доказывает, что сегодня Германия готова более решительно отстаивать свои интересы даже против американской воли, хотя по-прежнему считает США державой, которая вывела немцев «на правильный путь».
Трамп даже грозил вывести американских солдат из Германии, что вызвало у Берлина беспокойство. Понятно, что немецкие власти хотят и впредь сохранить статус-кво, то есть симбиоз с США, понимая при этом его неидеальность. Тем не менее, благодаря этому симбиозу Германии удалось построить экономический локомотив, который не останавливается. Конечно, Байден немедленно отказался от идеи о выводе войск из Германии, хотя после недавнего афганского поражения многие зададутся вопросом, куда движется американская внешняя политика…
Для России же Германия является тем, о чем сказал Путин: вторым по важности торгово-экономическим партнером. В интересах России поддерживать хорошие отношения с Берлином, но это всегда непросто. Связывает ли Россия по-прежнему интересы со своим бывшим сателлитом, территорией ГДР? Возможно, но эти планы пришлось полностью пересмотреть, по крайней мере в политике. Сегодня влиятельная немецкая правая партия «Альтернатива для Германии», особенно популярная в бывшей Восточной Германии, откровенно призывает к укреплению отношений с Россией. Пока эта партия не столь сильна, чтобы прийти к власти, но этот момент все ближе (и возможная очередная миграционная волна его еще больше приблизит).
США амбициозно размышляют о том, чтобы вбить клин между Россией и Китаем, поэтому можно ожидать, что американцы попытаются каким-нибудь образом подпортить и отношения между Россией и Германией. Германия может принять эту «игру», чтобы убедить США в том, что остается лояльным западным союзником, но на самом деле немцы ни за что не пойдут на разрыв отношений с Москвой, как это после Брексита (и чуть ранее) сделала Великобритания.
США будут предпринимать подобные попытки, но в ближайшее время больше внимания уделят Китаю. Тем не менее, параллельно страны Прибалтики вместе с Польшей и Украиной потребуют от Германии «ограничить отношения» с Россией.
Многое будет зависеть и от того, кто придет после Меркель. Если это будет кандидат от ее Христианско-демократического союза, то можно прогнозировать сохранение статуса-кво. Но все изменится, если к власти придут Зеленые, так как их основная, казалось бы, борьба с экологическими проблемами при новом поколении политиков постепенно уходит на второй план, а на первый они выдвигают геополитику (зачастую с антироссийским налетом). Правда, чем громче они говорят об этом, тем больше снижается их рейтинг среди немецких избирателей, которые явно предпочитают статус-кво и хотят как можно меньше напряженности в отношениях между Востоком и Западом.