Газпром не только ограничивает поставки газа в Европу по газовым магистралям, но и методично опорожняет находящиеся под его контролем европейские газохранилища. Это ведет к повышению цен до исторического максимума и создает перспективу газового кризиса в приближающемся отопительном сезоне.
Рекордные цены и ограниченные поставки
Газпром в очередной раз отказался от резервирования дополнительных мощностей для транспортировки газа через территорию Украины. Несмотря на огромный спрос в Европе, связанный, в том числе, со стремлением заполнить хранилища, российская компания зарезервировала на следующий месяц всего 4% из предложенных 15 миллионов кубометров в сутки дополнительных твердых мощностей. Это означает, что она превысит забронированный объем, составляющий 124 миллиона кубометров газа в сутки, всего на 650 тысяч кубометров.
Такие действия, а также отсутствие спотовых поставок СПГ, которые направляются сейчас клиентам в Азии, привели к рекордному росту газовых цен на европейских рынках, хотя отопительный сезон еще не начался. На голландском газовом хабе TTF спотовая цена 17 августа в очередной раз превысила исторический максимум и составила 585 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения: в феврале 2020 года, еще до начала пандемии коронавируса в Европе, тысяча кубометров газа стоила там 101,7 доллара.
Газпром, видя, что может позволить себе такие действия, целенаправленно ограничивает предложение газа для Европы, а управляя предложением, способствует повышению цен в период, когда обычно они находятся на более низком уровне. В июне об этом на нашем портале писал Войчех Якубик (Wojciech Jakóbik).
Газпром опустошает хранилища накануне зимы
Одновременно действия Газпрома не позволяют заполнить европейские газохранилища. Российский гигант ожидает, что в наступающем зимнем сезоне он сможет пользоваться как минимум одной ниткой газопровода «Северный поток — 2», которая в период самого большого спроса станет «спасением» для европейских потребителей. Газпром, несомненно, действует вопреки логике свободного рынка, но он может себе это позволить, поскольку занимает сильную позицию, которую он сможет в ближайшие годы дополнительно укрепить благодаря газопроводам «Северный поток — 2» или «Турецкий поток».
До сих пор Европа боялась приостановки поставок газа по политическим причинам, но сейчас может оказаться, что россияне будут специально ограничивать предложение по экономическим причинам. У петербургского гиганта есть в рукаве еще один козырь, который дали ему сами европейцы, в первую очередь, Германия.
Это подземные газохранилища. Газпром при помощи своей немецкой дочерней компании «Газпром Германия» контролирует восемь газохранилищ на территории пяти европейских стран. Четыре расположены в Германии, по одному — в Австрии, Голландии, Сербии и Чехии. В целом их объем составляет около 12,3 миллиардов кубометров, кроме того, в случае необходимости Газпром может получить еще 2,5 миллиарда в трех хранилищах партнеров на правах аренды.
Основные мощности находятся в Германии. В хранилищах «Реден» (крупнейшее ПГХ в стране), «Этцель», «Йемгум» и «Катарина» Газпром может держать 6,6 миллиарда кубометров газа, при этом объем всех хранилищ на территории ФРГ составляет 23 миллиарда кубометров. Также Газпром имеет доступ к большей части мощностей ПХГ «Бергермеер» в Голландии и «Хайдах» в Австрии.
Это позволяет россиянам влиять на цены газа в Европе. Теоретически, в соответствии с работающими в газовой отрасли правилами, сейчас Газпрому следовало бы закачивать газ в свои европейские хранилища, чтобы зимой, когда цены обычно достигают самого высокого уровня, иметь возможность быстро продать свои запасы. Благодаря использованию хранилищ и продаже сырья на пике роста цен концерну удалось завершить прошлый год с положительным финансовым результатом. Сейчас ситуация выглядит иначе. Газпром начал… выкачивать газ, выполняя свои обязательства в отношении клиентов. Принадлежащие концерну хранилища, по информации «Газ Инфрастракчер Юроп», заполнены всего на 18%. Это самый низкий уровень за восемь лет. В целом в них находится 1,8 миллиарда кубометров газа. Согласно данным на 17 августа, европейские хранилища заполнены на 61,9%, то есть там аккумулировано 67,23 миллиарда кубометров газа. Это один из самых низких показателей за последние девять лет. Следует, однако, учитывать, что на этой цифре отражается низкий уровень наполненности хранилищ, принадлежащих Газпрому.
Видя панику на рынке, россияне стараются подстегнуть ее, публикуя сообщения о том, что европейцы не восполняют свои запасы: по российским данным, восполнено всего 31,9 миллиарда кубометров газа из отобранных за прошлый сезон 66 миллиардов кубометров. Это, конечно, не вполне соответствует действительности. В прошлые годы, поскольку зимы были теплыми, хранилища зачастую оставались заполненными более чем на 50%, в итоге в начале следующего отопительного сезона уровень запасов оставался высоким. Однако риторика оказывает влияние на настроения, а и без того высокие цены продолжают расти.
У поляков есть альтернатива
Цель Газпрома состоит в том, чтобы зародить в Европе страх перед возникновением дефицита газа зимой и склонить ее изменить отношение к проекту «Северный поток — 2». Российский концерн старается показать, что без этого проекта европейцам придется в будущем покупать сырье по высоким ценам, а одновременно продемонстрировать, что на поставки СПГ рассчитывать не стоит. Сейчас они идут в основном в Азию, где цены еще выше, чем в Европе.
В данном случае ситуация тоже несколько отличается от той картины, которую рисует Газпром. Клиенты, имеющие долгосрочные договоры, как, например, Польский нефтегазовый концерн (PGNiG), регулярно получают заказанные партии СПГ как из Катара, так и из США. Проблемы появляются у тех, кто ориентировался только на спотовые поставки, которые, действительно, в основном идут в Азию.
Как бы там ни было, Газпром, который имеет в своем распоряжении газопроводы (в частности, идущие через Польшу и Украину, а также «Северный поток»), занимается газовым бандитизмом, чтобы силой продвинуть газоровод «Северный поток — 2», а одновременно увеличить свою прибыль. Запрещено ли это? Нет, так выглядит свободный рынок. Но показывает ли деятельность российской компании, что ее можно считать надежным партнером, каковым она старается предстать? Тоже нет.
На горизонте появилась перспектива очередного роста цен, и даже, возможно, дефицита сырья во время отопительного сезона у тех, кто не имеет запасов. Польские хранилища заполнены сейчас на 87%, а их объем составляет примерно 3,5 миллиарда кубометров.