Президента Украины Владимира Зеленского можно понять, когда он проклинает судьбу во время празднования 30-летнего юбилея независимости страны от бывшего Советского Союза. Во вторник господин Зеленский принимал военный парад в Киеве, где присутствовало впечатляющее количество высокопоставленных лиц и глав государств. Но в ту неделю, когда Зеленский рассчитывал сосредоточить внимание западных союзников на нападках и непримиримости России, оно было приковано исключительно к Афганистану.
Украине не привыкать к борьбе за сохранение своего места на дипломатическом радаре. В понедельник, 23 августа, Украина провела саммит для привлечения внимания к проблеме Крыма, незаконно аннексированного Владимиром Путиным в марте 2014 года. Европейский союз, с которым Украина подписала соглашение о сотрудничестве спустя несколько месяцев после аннексии, наложил на Россию санкции и отказывается признавать эту территорию ее частью. На саммите председатель Европейского совета Шарль Мишель пообещал, что ЕС и дальше будет «давать достойный ответ» на подобные нарушения международного права. Однако по факту аннексия Крыма Россией является свершившимся делом, и никто не рассматривает возможности ее отмены. Прислав запоздалые извинения, Эммануэль Макрон и Ангела Меркель не смогли приехать на мероприятие.
Замороженный конфликт в Донбассе, где получающие поддержку России повстанцы отхватили кусок Украины и взяли под свой контроль ее восточную границу, также зашел в тупик. Весной по указанию Владимира Путина на границе произошло массивное наращивание сил, и, несмотря на то, что позже приказ был отменен, он рассматривался как проверка решительности Джо Байдена (Joe Biden). На следующей неделе назначена встреча господина Зеленского с господином Байденом в Вашингтоне. Перед ней он озвучил свое разочарование, вызванное нежеланием Запада согласовать вступление Украины в НАТО, что значительно бы повысило ставки при любой российской агрессии. Госпожа Меркель, встретившаяся с господином Зеленским в Киеве в воскресенье 22 августа, признала, что переговоры между Россией, Украиной, Францией и Германией по Донбассу никуда не привели из-за отказа господина Путина признать факт участия России в этом конфликте.
Учитывая этот контекст, состоящий из заверений Запада и бряцания оружием на востоке, вполне понятны причины выдвижения Украиной категорических возражений против газопровода «Северный поток — 2», строительство которого в скором времени будет окончено. Проходящий под Балтийским морем газопровод позволит России экспортировать газ в обход Украины, что лишит Киев миллиардов долларов транзитных пошлин и потенциально развяжет Москве руки при желании занять более воинственную позицию по отношению к своему соседу. Байден, изначально выступавший против строительства газопровода, месяцем ранее отказался от своих претензий, подписав соглашение о его завершении с Меркель, расценивающей проект как один из экономических приоритетов.
Таким образом, Украина имеет все основания критически высказываться об уровне поддержки, который она получает со стороны своих влиятельных западных партнеров. Фиаско, последовавшее вслед за выводом войск из Афганистана, — и сохраняющаяся слабость ЕС как геополитической державы — лишь усугубят это ощущение незащищенности. В прошлом месяце господин Путин опубликовал статью на 5000 слов под названием «Об историческом единстве русских и украинцев». Ответ Запада на извечные увертки и манипуляции должен быть весомее, чем раздающаяся разноголосица.