Находящиеся в настоящее время на территории Афганистана турецкие военнослужащие будут эвакуированы в течение суток, либо 36 часов. В то же время талибы обратились к Турции за помощью в налаживании работы аэропорта имени Хамида Карзая в Кабуле.
Недоброжелатели Турции довольно потирают влажные ладошки: «Как шикарно спутали талибы все планы Эрдогана закрепиться в Афганистане! Раз — и все, теперь Анкаре в Кабуле делать нечего. Промахнулся турецкий президент, не по чину кусок решил отхватить». Что ж, для этих кликуш плохие новости: план, предусматривающий действия Турции в период продолжение войны отпал. Наступило время плана Анкары, предусматривающего мир в Афганистане.
Все просто — меняются обстоятельства, но не меняется взаимная заинтересованность Кабула и Турции друг в друге. И если раньше ее жестко давило американское присутствие, то теперь появились все предпосылки для того, чтобы она начала реализовываться. А с экономическими предпосылками спорить трудно. Рано или поздно, но они пробьют себе дорогу — и никто этому воспрепятствовать не сможет, будь ты хоть трижды Байден.
Нет контроля над международным аэропортом имени Хамада Карзая — ничего страшного. Поскольку остался «Лазуритовый коридор» — многообещающий проект, который берет начало в афганском Герате и заканчивается в Стамбуле. Любой товар из Китая в Лондон — за 12 дней по коридору Афганистан — Туркмения — Азербайджан — Грузия — Турция.
Когда этот маршрут только рисовался проектировщиками — он казался фантастикой, неосуществимой в обозримом будущем. Но теперь самые смелые проекты становятся реальностью: уход американцев из Афганистана, победа Азербайджана в Карабахе — Лазуритовый и Зангезурский коридоры открывают новую страницу в геоэкономике, давая толчок к развитию даже не отдельных стран, а целых регионов.
Именно поэтому представитель «Талибана»* Сухайль Шахин говорит, что «Талибан» ожидает сотрудничества и помощи от Турции, которую он назвал «великой братской исламской страной». И именно поэтому Эрдоган уже дал понять, что может рассмотреть возможность личной встречи с лидерами «Талибана».
Анкара начинает выстраивать свои отношения с талибами сразу с нескольких позиций. С политическим крылом «Талибана» — через наработанные ранее контакты в Дохе. С военным — через Пакистан. И, судя по всему, уже нашла отклик среди руководства талибов. Так, один из руководителей движения, Мохаммед Наим Вардак на днях заявил, что «Турция — важная для нас страна, турецкий народ — мусульманский и братский народ. У нас есть исторические, социальные и культурные связи с Турцией, и мы надеемся, что она поможет нашему народу и нашей стране».
Тесные отношения нового Афганистана с единственной мусульманской страной — членом НАТО в глазах талибов представляют собою серьезный козырь, поскольку нынешний «Талибан» стал ценить международную легитимность. То есть — экономические и политические предпосылки для сотрудничества Анкары и Кабула созданы. Ворота войны закрыты — Турция войдет в Афганистан воротами мира.
«Талибан»* — запрещенная в России организация